?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дворец в Казерте.

Есть такой итальянский город Казерта, недалеко от Неаполя. Знаменит он во-первых как родина моцарелы, а во-вторых дворцом неаполитанских Бурбонов, правивших Королевством Неаполя и Обеих Сицилий в 18 - 19 веках. Около 1745 г. года молодой Карл III (1716 - 1788) принимает решение о строительстве новой королевской резиденции за пределами Неаполя. Решение было обусловлено многими причинами: Неаполь был очень уязвим для нападения со стороны моря, подвержен землетрясениям, чрезвычайно перенаселен, к тому же рельеф города не позволял разбить обширный парк. А по замыслу короля новый дворец и парк должны были ничем не уступать, но даже и превосходить самые модные и знаменитые резиденции того времени – Версаль и королевский дворец в Мадриде. Могу засвидетельствовать, что затмил. По сравнению с ним Версаль кажется легким павильоном.


Выполнение проекта предлагают  известному архитектору – Луиджи Ванвителли (1770 - 1773), который тогда был занят в Риме реставрацией базилики Богоматери ангелов и мучеников (Santa Maria degli Angeli e dei Martiri). Карл III испрашивает разрешение отозвать Ванвителли у папы Бенедикта XIV и тем временем приобретает у синьоров Казерты, семьи Аквавива, огромный участок земли за 489 тысяч дукатов, сумму немалую, но намного ниже реальной стоимости. Проект состоит не только из строительства дворца и обустройства парка, но и создания вокруг нового и современного города, символа мудрого и справедливого правления Бурбонов. Карл III планировал также перенести в Казерту многие государственные учреждения, а город связать с Неаполем новой прямой дорогой. Ванвителли приезжает в Казерту лишь в 1751 году и немедленно приступает к работе, к ноябрю того же года проект уже готов. А 20 января 1752 года, в день рождения короля, состоялась торжественная церемония закладки первого камня. Разбивка парка начинается через год. Ванвителли, осознавая масштабность проекта, приглашает помощников себе из Рима: молодых архитекторов Франческо Коллечини (1723 - 1804) и Франческо Сабатини (1722 - 1797). Согласно хранящимся в архивах записям в 50-е годы 18 века на стройплощадке работают 2680 человек, среди которых местные жители, 458 охранников, 165 каторжников и 245 рабов-«турок». На самом деле «турок» означало лишь их мусульманскую веру, а родом они были большей частью из северной Африки и попадали в Неаполь через сицилийских работорговцев. Весь проект планируется завершить через 10 лет, но в 1759 году Карл III наследует испанский трон и покидает Италию. Его преемники, Фердинанд IV (1751 - 1825), Мюрат (1767 - 1815), Фердинанд II (1810 - 1859), продолжают строительство, но с гораздо меньшим энтузиазмом. В 1773 году умирает Ванвителли, и руководство строительством переходит к его сыну, Карлу. Дворец обитаем уже в 1780 году, но строительство продолжается до 1845 года.


Здание дворца представляет в плане прямоугольник 247 на 190 м, ориентированный по сторонам света. Внутренний двор разбит двумя корпусами, пересекающимися под прямым углом, на четыре равных прямоугольника. Удобство перемещения обеспечивается арками, сквозной галереей и радиальными проходами в центральном перекрестье. Пятиэтажное здание высотой 38 м состоит из 1 200 комнат, соединенных 56 лестницами и освещенных 1 742 окнами, площадь его помещений более 47 000 кв. м. Парадный южный фасад и выходящий на сад северный отличаются лишь немногими деталями. В огромном здании для посещения открыты королевские покои на втором этаже южной половины здания, в северной части расположены картинная галерея, придворный театр (Teatro di Corte), Музей оперы (Museo dell’Opera) и Территориальный музей (Museo del Territorio). Пройдя по галерее до Центрального вестибюля с античными скульптурами, справа можно увидеть огромную Королевскую лестницу, выполненную из мрамора различных сортов, которая ведет к вестибюлю второго этажа: прямо – вход в Палатинскую капеллу, налево – анфилада залов. Палатинская капелла, моделью для которой послужила Королевская капелла Версаля, построена в соответствии с эскизами Ванвителли и отделана цветным мрамором и стукко, над алтарем полотно «Непорочное зачатие» Джузеппе Бонито (1707 - 1789).


Первые из помещений «Старых апартаментов» 18 века – Зал алебардщиков (Sala degli Alabardieri) и Зал телохранителей (Sala delle Guardie del Corpo) закончены 1785 году. Плафон первой из них принадлежит Доменико Мондо (1723 - 1826), второй из залов богато украшен стукко, а барельефы во славу военных побед выполнены Гаэтано Саломоне. Следующий зал Александра (Sala di Alessandro) декорирован уже при Мюрате и назван в честь Александра Македонского: на потолочной фреске изображено его бракосочетание с Роксаной кисти Мариано Росси (1731 - 1807).


За Залом Александра следуют собственно королевские покои: налево – «Старые апартаменты», а направо – «Новые», 19 века. Первые из залов Старых апартаментов названы по временам года и украшены фресками Феделе Фискетти (1734 - 1789) и Антонио Доминичи (1730 - 1794) (зал Осени), на стенах зала Весны виды портов Якоба Филиппа Гаггерта (1737 - 1807).  Далее расположен кабинет Фердинанда II с пейзажами Гаггерта и имитациями камей кисти Карло Брунелли и спальня, обстановка которой была сожжена после смерти короля от инфекционной болезни в 1859 году. За покоями короля начинаются комнаты королевы. Особенно интересна из них ванная в силе рококо: повсюду венецианские зеркала, мраморная ванна сделана Саломоне, стены расписаны Фискетти.



В конце анфилады расположена Палатинская библиотека, устроенная в 1768 году по желанию Марии Каролины, в которой хранится более 14 тысяч томов. Для оформления залов из Германии приглашен Генрих Фридрих Фюгер (1751 – 1818), представитель нового течения – неоклассицизма. Однако потолочная фреска в первой из комнат библиотеки – карта полушарий и знаки зодиака в духе Помпей – выполнена по эскизу Ванвителли. Завершает Старые апартаменты овальный зал с коллекцией традиционных неаполитанских вертепов.


Работы по отделке Новых апартаментов в стиле ампир начаты лишь в 1806 году под руководством архитектора Джованни Паттурелли и закончены в 1845 году. Первый из залов носит имя Марса и посвящен военным доблестям, на стенах барельефы Валерио Виллареале (1773 - 1854) на сюжеты из «Илиады». Следующий зал назван в честь богини справедливости Астреи, дочери Зевса и Фемиды; позолоченные стукко также выполнены Виллареале, а фрески посвящены деяниям богини. Третий зал новых апартаментов – Тронный – самый большой во дворце – был оформлен в последнюю очередь по проекту Гаэтано Дженовезе (1795–1875). Огромная фреска 1844 года изображает торжественную церемонию закладки первого камня дворца, над стенами и окнами – портреты королей Неаполя (кроме Мюрата) и выдающихся людей королевства. За парадными залами расположены комнаты французского генерала и папы Пия IX, жившего здесь в изгнании.
Картинная галерея состоит в основном из портретов королей, челнов их семей и придворных. В северо-восточном крыле дворца находится Придворный театр – единственное из помещений дворца завершенное при жизни Ванвителли в 1769 году. Зал представляет собой точную уменьшенную копию театра Сан-Карло в Неаполе. Рядом расположен Музей оперы и Территориальный музей, экспозиция которого рассказывает о Казерте с доисторических времен, правлении Бурбонов, создании дворца. Также здесь можно увидеть эскизы и модели дворца, коллекцию предметов обихода, посуды и игрушек.
           

Парковый ансамбль простирается на 120 га, он вытянут на 3 км к северу от дворца по равнине до каскадных уступов гор. Территория делится на две части: раскинувшейся перед дворцом регулярный партер, от которого уходит вдаль каскад фонтанов, и ландшафтный парк в английском стиле у северной границы. Регулярный парк был частью общего проекта, созданного Луиджи Ванвителли, но осуществлен уже после его смерти сыном Карло, который старался максимально сохранить замысел отца. В итоге парк разросся на восток и запад от дворца, что значительно увеличило стоимость, и количество запланированных фонтанов каскада сократили с 19 до 6, не нарушив при этом стройность первоначальной идеи.
                     

Западная часть партера носит название Bosco Vecchio (Старый лес), поскольку он существовал здесь еще до начала строительства. Сеть аллей и дорожек устроена так, что посетитель неизбежно оказывается у Castelluccia (Маленький замок), небольшого двухэтажного павильона в форме башни, окруженной рвом. Восьмиугольная башня, вероятно, 16 века была заново отстроена в 1769 году, как место отдыха короля после шуточных битв или охоты, на месте укрепленных бастионов в 1819 году был разбит цветник. К северу от Bosco Vecchio расположена Pescheria Grande – огромный бассейн размером 270 м на 105 м. Он снабжался водой из акведука и служил для выращивания рыбы к королевскому столу, а во время праздников здесь устраивались морские баталии. Строительство было начато в 1762 под руководством Франческо Коллечини по проекту Ванвителли. Архитектор планировал возвести в центре бассейна павильон, но в результате многочисленных изменений место павильона занял зеленый островок. За партером начинается длинная линия каскадов и фонтанов, первый из которых, Маргарита, поражает своей простотой. Все дело в том, что его сооружение пришлось на момент чрезвычайной стесненности в средствах.


За ним следует первый их четырех бассейнов, его ширина 27 м, длина 470 м, и он назван Каскад Дельфинов по имени питающего его фонтана: со скалистого уступа три колоссальных дельфина изрыгают воду, а средний из них к тому же бородат и держится за скалу когтистыми лапами.




За ним следует первый их четырех бассейнов, его ширина 27 м, длина 470 м, и он назван Каскад Дельфинов по имени питающего его фонтана: со скалистого уступа три колоссальных дельфина изрыгают воду, а средний из них к тому же бородат и держится за скалу когтистыми лапами. Следующий фонтан Эола одна из незавершенных композиций парка. Проект Ванвителли 1759 года и деревянная модель 1765 года состояла из фигур Эола и Юноны в колеснице, ведомой павлинами, в окружении 54 скульптур ветров. Увы, сейчас у подножия парапета и балюстрады можно увидеть лишь 28 фигур ветров, а оставшихся не у дел павлинов разместили в галереях дворца. На стенах центрального грота находятся четыре барельефа со сценами из жизни богов Анджело Брунелли. Украшают балюстраду фигуры рабов, возможно, поставленные в память о многочисленных рабах-«турках», строивших Казерту (см. фото на заставке).

Над фонтаном Эола расположен второй бассейн, завершающийся скульптурной группой из каррарского мрамора, выполненной в 1783 - 1785 годах Гаэтано Саломоне, автором также и фонтана Дельфины. Сидящая в окружении наяд, тритонов и дельфинов Церера держит в руках медальон с изображением трискелиона.

Следующий фонтан, Венера и Адонис, расположен уже на склоне холма и состоит из шести ступенчатых водоемов, он также выполнен Саломоне из каррарского мрамора в 1784 - 1786 годах. Богиня умоляет возлюбленного не идти на охоту, рядом с ними стоит разъяренный кабан, центральную группу окружают многочисленные нимфы и амуры.



Завершает перспективу фонтанов Большой каскад (Cascata Grande). Вода, поступавшая раньше из акведука, падает живописным водопадом с высоты 82 м в обширный бассейн, где разворачивается сцена из античной мифологии. Фонтан Дианы и Актеона открытый в 1762 году состоит из двух скульптурных групп – собирающейся купаться Дианы в окружении нимф


и Актеона, на наших глазах превращающегося в оленя, которого готовы растерзать охотничьи собаки. Скульптуры размером в натуральную величину расположены таким образом, что создается ощущение реальности. С площадки у фонтана открывается великолепный вид вниз на долину и дворец, за которым в дымке виден Неаполь.



Королевский дворец Казерты с парком, акведук Ванвителли и комплекс Сан-Леучо в 1997 году были включены в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
tatiana_gayduk
Apr. 13th, 2016 02:06 pm (UTC)
Красота невероятная! Каскад фонтанов действительно впечатляет! Не знаю, мне наш Петергоф не хуже Версаля показался...
doc_chaev
Apr. 13th, 2016 03:34 pm (UTC)
Масштабы не те.
( 2 comments — Leave a comment )