?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Великий русский художник Орест Адамович Кипренский был внебрачным сыном помещика, который приказал усыновить мальчишку своему крепостному слуге Адаму Швальбе. Спустя шесть лет помещик разглядел в сынишке талант к рисованию, дал ему свободу и определил  в Воспитательное училище при Санкт-Петербургской академии художеств, а затем и в саму академию.
Уже одна из первых работ юного Ореста Кипренского — портрет приемного отца Адама Швальбе — имела большой успех: студенческая работа казалась всем произведением европейского мастера XVII века.

А по выпуску Совет Академии художеств за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле» присудил Кипренскому Большую золотую медаль, которая давала право на поездку за границу.

Но в Европе в то время шла  война с Наполеоном, и поэтому Кипренский поехал в Москву. Там он создал несколько полотен, за которые его в 29 лет избрали академиком. Одно из них — парадный портрет гусара Евграфа Владимировича Давыдова, который многие сегодня принимают за портрет его двоюродного брата поэта и будущего героя Отечественной войны Дениса Давыдова.

Затем Кипренский написал великолепный портрет поэта Василия Жуковского и ряд других портретов современников. Эти работы принесли ему заслуженную славу.

Наконец в 1816 г. Кипренский поехал за границу. В Италии художник прожил несколько лет, снискав большой успех.  Но одна работа стоит особняком. Это портрет семилетней девочки, написанный Кипренским в 1819 году в Риме. В «Реестре» своих картин Кипренский назвал его  «Девочка прекрасного лица в венке маковом с цветочком в руке». Три года он никому этот портрет не показывал. Лишь в 1822 году выставил его в парижском Салоне под названием «Голова ребенка». Позднее, в 1830 году, картина под названием «Девочка с цветком в маковом венке» экспонировалась на выставке в Неаполе. Она была принята местными знатоками за картину старого европейского мастера, и Кипренский, согласно их мнению, написать ее не мог, о чем художник со смехом писал А. Х. Бенкендорфу: «Мне в глаза говорили г.г. профессора <…> якобы в нынешнем веке никто в Европе так не пишет, а особенно в России может ли кто произвесть оное чудо?». Так  что это была за девочка? Тогда её звали Мариучча, позже — Анна-Мария Фалькуччи. Она родилась около 1812 года и была дочерью итальянской красавицы-натурщицы, которая не только позировала Кипренскому, но и жила в его доме и была близка с ним.

Но в 1822 году, произошло событие загадочное и трагическое, наложившее черную тень на всю дальнейшую жизнь Кипренского. Вот что пишет об этом Константин Паустовский в повести «Орест Кипренский». «Однажды утром натурщицу нашли мертвой. Она умерла от ожогов. На ней лежал холст, облитый скипидаром и подожженный. Через несколько дней в городской больнице „Санта-Спирито« умер от неизвестной болезни слуга Кипренского — молодой и дерзкий итальянец. Глухие слухи поползли по Риму. Кипренский утверждал, что натурщица убита слугой. Медлительная римская полиция начала расследование уже после смерти слуги и, конечно, ничего не установила. Римские обыватели, а за ними и кое-кто из художников открыто говорили, что убил натурщицу не слуга, а Кипренский. Рим отвернулся от художника. Когда он выходил на улицу, мальчишки швыряли в него камнями из-за оград и свистели, а соседи — ремесленники и торговцы — грозили убить.Кипренский не выдержал травли и бежал из Рима в Париж». Уезжая в Россию, Кипренский письменно обратился к итальянскому кардиналу Гонзальви с просьбой определить Мариуччу в монастырский пансион. И оставил деньги на воспитание сиротки. В 1823 г. Кипренский вернулся в Петербург. На родине художник  написал множество прекрасных портретов, в том числе портрет Пушкина, признанный лучшим портретом гениального поэта.


Но в 1828 году Кипренский покинул родину,  потому, что в далеком Риме, в монастырском пансионе воспитывалась юная шестнадцатилетняя девушка, к которой стареющий уже сорокашестилетний художник все эти годы испытывал большую любовь. Но в Италии Кипренский был уже забыт и  почти не получал заказов. Он объездил всю Италию, много работал, написал несколько хороших портретов, в том числе портрет датского скульптора Б. Торвальдсена, но не приблизился в них к прежним достижениям.



Но в начале 1836 года он все же расплатился с кредиторами и осуществил своё заветное, страстное желание – он женился на Мариучче. Для этого православному Кипренскому пришлось принять католичество и обвенчаться без огласки в пятидесятичетыркхлетнем возрасте. Но прожил он со своей мечтой всего три месяца.


Кипренского похоронили в Риме. Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора и советника Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, живущие в Риме русские художники, архитекторы и скульпторы, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
pantv
Jun. 2nd, 2016 09:11 am (UTC)

Не знал что он в Риме похоронен...

absolutnyi
Jun. 2nd, 2016 11:47 am (UTC)
Любопытные факты. Спасибо!
Удачного дня и хорошего настроения! :)
galik_123
Jun. 2nd, 2016 05:45 pm (UTC)
Прекрасный художник, а портрет Мариуччи - великолепный! Спасибо, что напомнили!
fluffyduck2
Jun. 14th, 2016 11:59 pm (UTC)
Отчим не дал ему свою фамилию.
Его настоящая фамилия - Копорский, от Посёлка Копорье, который славится своей старинной крепостью и "копорским чаем" (из иван-чая - бот. назв. кипре́й узколистный).
От кипрея его псевдоним - Кипренский.

Сфоткал копорскую крепость в сентябре:

IMG_2957.JPG

Edited at 2016-06-15 12:00 am (UTC)
( 4 comments — Leave a comment )