?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Иван Владимирович Цветаев задумывал ныне известный всем  музей (ныне ГМИИ им.А.С.Пушкина),   как просветительский проект. "Музей изящных искусств , организуемый при  Московском университете с учебно-воспитательною целью, имеет своим назначением представить в историческом порядке судьбы скульптуры, зодчества и живописи у древних и новых народов и через это дать учащемуся юношеству и публике необходимые средства к изучению искусств, к облагорожению их вкусов и развитию в них эстетических понятий", - писал он. Вот такая была идея.


История создания Музея на Волхонке и подвижнический труд И.В.Цветаева это  тема, достойная отдельного рассказа. Главное - Музей был открыт в 1898 г. и поначалу функционировал согласно замысла И.В.Цветаева, но постепенно главная идея стала размываться. Особенно после революции 1917 г. Предметы искусства из национализированных  частных коллекций широкой рекой потекли в Музей, вытесняя слепки с античных скульптур в хранилища. В наши уже времена нашлись хорошие люди и решили реинкарнировать замысел И.В. Цветаева . В результате 30 июня 1997 года был открыт Учебный художественный музей   назван именем И.В. Цветаева. Музей расположен в здании Российского государственного гуманитарного университета и является отделом Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.  В 7 залах музея представлено 750 слепков и копий с памятников искусства древнего Египта и Передней Азии, Древней Греции, Рима, европейского Средневековья и эпохи Возрождения.  Экспозиция знакомит с основными этапами развития мирового искусства с древнейших времен до XVI века на примере наиболее выдающихся памятников. В ней можно увидеть большую статую фараона Хефрена и рельефы из гробницы Хесира, одного из Танисских сфинксов Аменемхета III и столб с законами вавилонского царя Хаммурапи, рельефы ассирийских дворцов и образцы скульптурного убранства афинского Парфенона, портретные статуи Софокла и Демосфена и другие знаменитые произведения. Показанные здесь экспонаты, не повторяют (за единичными исключениями) вещи, представленные в главном здании Музея изобразительных искусств. В Учебном музее нашли место даже целые некоторые разделы, длительное время отсутствовавшие в экспозиции на Волхонке, - такие как слепки с произведений египетской скульптуры, с аттических надгробий IV века до н.э., византийских и романских изделий из кости, со скульптуры Северного Возрождения. Имеются также отдельные слепки из предшествовавшей Музею небольшой коллекции Московского университета, изготовленные в 1850-е и 1880-е годы, из Румянцевского музея (1862 г.).

Слепки с древнеегипетских памятников находятся в залах 1 и 2, расположенных на первом и третьем этаже. В зале, расположенном на первом этаже, экспонируются слепки с памятников Древнего и Среднего царств. Исключением является так называемый Розеттский камень,  позволивший Шампольону найти ключ к прочтению  иероглифов. Особенное  внимание естественно уделялось изображениям царей. Полон величия и силы царь Хефрен - строитель одной из грандиозных пирамид в Гизе , изображенный сидящим на троне с положенными на колени руками и взглядом, устремленным вдаль. Это не просто портрет царя - это образ целой культуры. Фараон стал изображаться с характерными для него индивидуальными чертами лица. В зале имеются  портреты фараона Аменемхета Ш, жившего в XVIII веке до н. э. Этот царь прославился не только своими военными подвигами, но и грандиозными строительными работами. Им был построен огромный дворец, названный греками за множество помещений "лабиринтом", сооружено водохранилище, избавившее страну от недостатка воды во время засух. Один из портретов изображает царя в образе сфинкса,  а другой - в царском платке (клафте) на голове. Портретам присущи одни и те же черты: выдающиеся вперед скулы, мешки под глазами, выпирающие губы, выступающий подбородок, узкие прищуренные глаза с напухшими веками. Индивидуальные черты лица были настолько очевидными, что на их основе известный русский востоковед  Голенищев, несмотря на иероглифическую надпись, говорящую о принадлежности сфинкса фараону Рамсесу II (13 век до н. э.), идентифицировал его с Аменемхетом Ш.

В следующем зале отражен период  Нового царства.  Скульптурные портреты царицы Хатшепсут ( в парике с коршуном - символом богини Мут)  и ее пасынка фараона Тутмеса Ш (конец первой половины II тыс. до н. э.) еще напоминают скульптуры периода Среднего царства. Новые черты проявились в скульптуре в середине и особенно во второй половине II тыс. до н. э в скульптурном портрете, и в рельефе, приобретая все большую декоративность. Это особенно заметно в статуе градоначальника Аменемхета с женой и матерью. И сам градоначальник, и обе женщины одеты в длинные, со множеством складок, одежды и тщательно завитые парики. Усиление декоративности проявилось и в рельефе.  Портрет фараона Сети 1 из храма Осириса в Абидосе  - яркий тому пример. Скульптуре конца Нового царства, времени правления фараона Рамсеса II и его преемников (13 век до н. э.) присуще стремление к гигантомании в изображениях.  Статуя Рамсеса II из храма с острова Элефантина  изображает его в короне Объединенного Египта с жезлом и плетью в руках. После завоевания Египта правителями Эфиопии в скульптурных портретах стали заметны негроидные черты, например, в портрете фараона Тахарки, портрете жреца Ментуемхета и статуе царевны Шепенупет II в образе богини Исиды.  Затем фараоны следующей династии – Саисской, желая подчеркнуть свою преемственность от великих предков,  подражали искусству предшествующих периодов. Саисской династией датируется большинство изображений богов: статуя бога загробного царства Осириса, статуя его жены богини Исиды; статуя богини - покровительницы беременных - Таурт ; статуэтки бога мудрости, письма и счета Тота, почитаемого в образе ибиса или павиана; богини любви - кошки Бастет; кровожадной богини войны Сохмет (она изображалась женщиной с головой львицы); верховного бога Амона в короне из перьев; бога-карлика в львиной шкуре-покровителя женской красоты и семейного очага Беса.

В третьем зале представлены слепки с произведений искусства народов, населявших древнюю Переднюю Азию на протяжении почти трех тысячелетий, начиная с середины III тысячелетия до н.э. и до середины I тысячелетия н.э.  Основная часть слепков была заказана   И. В. Цветаевым  в  мастерских  парижского Лувра, Британского музея  и Переднеазиатского музея в Берлине.   Наиболее ранние экспонаты происходят из Южной Месопотамии и  временем,  первого объединения Двуречья под властью аккадских правителей(24 - 23 вв. до н.э.). Например, известная  цилиндрическая печать.  Шумерское искусство 22 в. до н.э. представлено диоритовыми статуями правителя Лагаша - Гудеа. Они выполнены в лучших традициях аккадского искусства шумерскими скульпторами, сумевшими воплотить величие и достоинство личности правителя.  Из старовавилонского периода предсавлена известная нам еще по учебникам истории базальтовая стела с законами царя Хаммурапи (18 в. до н.э.).  После гибели в 13 в. до н.э.  Ассирия, очередной гегемон этого региона, главной темой искусства сделала прославление безграничной  мощи ассирийских царей. Наиболее ярко это проявилась в  монументальных каменных рельефах, украшавших дворцы ассирийских царей. О мастерстве ассирийских камнерезов дают  слепки с рельефов, украшавших дворцы ассирийских царей: Саргона II в Хорсабаде, Ашшурнасирпала II в Ним-руде, Ашшурбанапала в Ниневии и Тиглатпаласара в Нимруде. Основным сюжетом были эпизоды военных походов, битв, осады городов, а также  композиции с фигурами крылатых божеств или демонов с орлиными и человеческими головами.  Представлен знаменитый рельеф о Львиной охоте, которая в Ассирии имела религиозно-магическое значение: царь, побеждающий льва, воплощал победу сил добра над злом.   Искусство Ирана периода правления ахеменидской династии (6 - 4 вв. до н.э. ) представлено фрагментом рельефа с изображением головы лучника из дворца Ксеркса в Персеполе  и  фризом из цветных изразцов с изображением шествовавших бесконечной чередой воинов гвардии царя (как я понял – новое приобретение), украшавший Главный вход дворца в Сузах  царя Дария . Крышу парадного зала поддерживало тридцать шесть колонн. База одной из них представлена в экспозиции.


Следующие залы посвящены античному искусству. В развитии античного искусства принято выделять несколько этапов: архаический, классический, эллинистический, римский. Им, по мере возможности, соответствует экспозиция античных залов Музея (5-й эт.). Древнейший экспонат зала архаического периода - амфора 750 г. до н. э., найденная в Афинах у Дипилонских ворот, с росписью геометрического стиля . Такие амфоры или кратеры часто не имели дна и, как считается, устанавливались на могилах в качестве памятника и одновременно жертвенника.  Фигура "Дамы из Оксерра" конца VII в. до н. э.  почти недвижима. Орнаментальная плотность одеяния "Дамы" напоминает роспись сосуда. В архаике возник тип надгробия : "Стела Борджия", "Стела Джустиниани", "Девушка с голубем". В архаике же появляется скульптурный декор на фронтоне дорийского храма.  В зале представлены головы статуй фронтона храма Зевса в Олимпии ок. 460 г. до н. э. , выполненные в т.н. "строгом стиле". К несколько более раннему времени относится голова юноши, т.н. "Мальчик Крития" 480 г. и голова т.н. "Аполлона Странгфорда" 490 г. до н. э. Центральный экспонат зала - "Дискобол" Мирона 450 г. до н. э. представляет один из вариантов римских копий . Оригинальная статуя не была расчитана на круговой обзор и, подобно другим изваяниям победителей в состязаниях, помещалась вдоль длинной стены под навесом (греч. стоя). Тем не менее скульптору удалось безошибочно передать напряжение мышц, собранность тела и концентрацию воли атлета, сосредоточить всю его суть в одном вздохе, едином моменте, когда вот-вот мощным толчком будет выпущен диск - и он полетит... На примере творчества Мирона видим, что работа скульптора становится авторской (как бы "концептуальной"). Скульптор не только ищет новые пластические возможности в трактовке заданного сюжета, но и осваивает пространство.  В зале (стена против входа) представлены несколько элементов оформления Парфенона: скачущий всадник, состязание колесниц, жертвенные животные из процессии, следующей к алтарю Афины. Весь новый ансамбль афинского Акрополя, замысленный Периклом и Фидием,  возводился как храм и как памятник - знак победы греков над Персией, символ единения Греции под эгидой Афин. Строившие его архитекторы Иктин и Калликрат разрабатывали новый панэллинский ордер, долженствующий примирить две соперничающие фундаментальные позиции: дорийскую и ионийскую.

Наиболее известные статуи, находящиеся малом зале 6 этажа , "Дорифор" и "Диадумен" ок. 440 и 420 гг. до н. э., восходят к Поликлету. Именно разработка новых форм в скульптуре - "канона", по которому должна строиться фигура человека "идеального типа", - стала основной темой его творчества. Эти замыслы были воплощены им в "Дорифоре" и отточены в "Диадумене".  Поликлет не стремился увековечить момент, подобно Мирону. Он создавал гармоничный образ, отвлеченный от действа. Постановка фигуры "Дорифора" - устойчивый контрапост, "движение в покое" - стала определяющей в дальнейшем развитии всей античной пластики. Мы видим ее также в статуе Геракла, приписываемой Праксителю . Молодой последователь великого скульптора изменил пропорции поликлетовского строя, как бы облегчая и вытягивая фигуру, предвосхищая грядущие перемены в пространственном видении мастеров эллинизма. Логика построения отдельно стоящей фигуры не была доминирующей в скульптуре классики. Многие мастера искали средства выражения кульминационного состояния своего героя - страсти, порыва, отчаяния. Часть скульптурной группы  передает страдания детей Ниобы, настигнутых стрелами Аполлона и Артемиды. Центр зала занимает уменьшенная копия менады Скопаса сер. IV в. до н. э., кружащейся в экстазе вакхической пляски. Дошедшая до нас скульптура представлена римскими копиями или сделана по мотивам греческого "исторического портрета", верного традициям идеалистического отношения к действительности. Искусство классики рассматривает и судьбу индивида - особенно его посмертную участь - не в конкретном, а в метафорическом смысле, чему посвящены сюжеты многочисленных надгробных стел, выставленных в следующем зале.

В  большом зале 6 этажа можно  выделить три зоны, и первая из них  посвящена аттическим стелам. Мемориальный рельеф Аттики - явление уникальное. Его можно посчитать за отдельный жанр, вобравший в себя все достижения эллинской мудрости, чувства и мастерства. Изображения на надгробных стелах развивают несколько сюжетных линий: тему воина (Стела Дексилея, ) и героя (Стела из Илисса ), служанки и госпожи (Стела Фрасиклеи ).  Искусство поздней классики отвлечено от реалий. Уже не найти здесь буквально точных изображений прически и деталей одежд, как это наблюдалось в архаике. Центральная зона зала отведена скульптуре эллинизма. Несколько памятников, показанных в римских копиях или переработках, еще связаны с именем Праксителя. В них скульптор продолжает развитие монументального образа бога-атлета, вложив в него новый смысл. В группе "Гермес и Дионис"  Гермес протягивает виноградную кисть юному богу, тем самым приобщая Диониса его стихии. Знакомая нам иносказательность, почти аллегоричность, свойственна и другим статуям этого мастера - ср. Аполлона, убивающего ящерицу (Савроктон) - он как бы расстается с темной, хтонической стороной своей сущности. Этой темы касается  известная статуя Силена с Дионисом III в.до н. э. , которую приписывают Лисиппу. С именем Праксителя так или иначе связаны все статуи Афродиты, представленные в зале. По преданию, он первым решился показать богиню обнаженной, использовав как тему и в качестве благовидного предлога процедуру омовения.  В экспозиции представлены две основные ветви римского искусства (последняя часть зала). Одна из них связана с копированием и репродуцированием греческих образцов: захватив Грецию во II в. до н. э.,  Электра и Орест, Амур и Психея , по-видимому, имеют сходство со знаменитыми греческими образцами. В Аполлоне Кифареде (центр) греческий тип статуи IV в. был основательно переработан. Близка к оригиналу статуя Артемиды Эфесской  в образе многогрудой Великой Богини.  Основа и направленность собственно римского искусства отличается от искусства Греции, и прежде всего это проявляется в портрете .

В самом большом зале представлена большая экспозиция слепков с произведений средневекового искусства , в основном созданных в период перехода от античности к Средневековью, а также начиная с Каролингского времени до периода поздней готики. Представлено также несколько работ эпохи Возрождения. Здесь большая коллекция копий изделий из слоновой кости византийской работы. Из константинопольских мастерских вышла одна из самых больших пластинок слоновой кости с изображением архангела Михаила (вторая четверть VI в., Лондон, Британский музей). Можно предположить, что пластина была частью императорского диптиха и на второй створке был представлен Юстиниан, который был провозглашен императором в 527 г. Можно также видеть рельеф на стенках круглой пиксиды IV в. "Продажа Иосифа братьями", а также цикл рельефов на пластинке конца V в. из собора в Милане, повествующий о крестном пути Христа и его явлении Марии Магдалине после Воскресения. Особую группу памятников составляют изделия из слоновой кости, сделанные в годы единоличного правления императора Константина Багрянородного (945-959). Лучший памятник этого времени - пластина с изображением благословения Христом сына Константина Багрянородного Романа и его супруги Евдокии. После женитьбы Оттона II на греческой принцессе Теофано германские императоры нередко включали византийские произведения в дары католическим соборам. Экспозиция дает возможность познакомиться с художественными особенностями готического искусства, которое начало складываться к середине XII в. во Франции. Одним из важнейших памятников ранней французской готики является западный портал собора в Шартре (1140-е гг.) В то время одним из наиболее распространенных сюжетов была притча о девах разумных и неразумных. В экспозиции представлены фигуры искусителя и девы из собора в Страсбурге. Наиболее популярными среди сюжетов рубежа XIII и XIV вв. были изображения Мадонны, которые  создавались мастерами разных школ (Богоматерь из Лувуажа, статуя Богоматери из собора в Антверпене). В то время вошло в практику изготовление посмертной маски. В XV в. изображения приобретают достаточно ярко выраженный портретный характер, что позволяет в ряде случаев говорить о "скрытом портрете" и об автопортретах. К их числу может быть отнесен мужской бюст из собора в Страсбурге.

Музей работает с 10 до 17 час. кроме воскресенья и понедельника. Как я сказал, находится на ул.Чаянова, дом 15 в здании РГГУ. Имеет отдельный вход с улицы. От метро "Новослободская" пешком 10 минут.

Comments

( 30 comments — Leave a comment )
chemodur
Apr. 17th, 2015 08:52 am (UTC)
Хорошей вам пятницы и скорейших выходных!
doc_chaev
Apr. 17th, 2015 07:31 pm (UTC)
И Вам того же.
pragmatic
Apr. 17th, 2015 10:10 am (UTC)
очень подробный и познавательный обзор.
doc_chaev
Apr. 17th, 2015 07:33 pm (UTC)
В основном сдирал с сайта, но фотографии мои.
novser
Apr. 17th, 2015 01:36 pm (UTC)
Познавательно. Интересно было бы побывать в музее.
doc_chaev
Apr. 17th, 2015 07:36 pm (UTC)
Я старался выбирать ракурсы и картинки получились красивые. На самом деле залы на разных этажах, а последний и вовсе надо опускаться на лифте через учебную часть, смешиваясь со студентами. Но для учащихся очень интересно (но с учителем или экскурсоводом.)
shatff
Apr. 17th, 2015 05:18 pm (UTC)
Интересный возврат к первоначальной идее..
doc_chaev
Apr. 17th, 2015 07:39 pm (UTC)
Интересно, что для просветительского проекта денег столько собрали. Самый большой взнос был 2 млн.руб. золотом.
eho_2013
Apr. 17th, 2015 07:23 pm (UTC)
А в заглавии наверное должно быть И.В., а не В.И.?
doc_chaev
Apr. 17th, 2015 07:31 pm (UTC)
Спасибо. Опечаточка вышла.
(no subject) - eho_2013 - Apr. 17th, 2015 07:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - doc_chaev - Apr. 17th, 2015 07:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Apr. 17th, 2015 07:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - doc_chaev - Apr. 17th, 2015 07:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Apr. 18th, 2015 08:49 am (UTC) - Expand
marinagra
Apr. 17th, 2015 08:51 pm (UTC)
Как неожиданно! Не слыхала даже об этом музее, хотя уже после его создания в 2000 е годы изучала московские музеи, чтобы решить, куда сводить дочь. Как хорошо, что первоначальная идея Цветаева не забыта, но посетителей наверное немного? Люди гораздо менее склонны смотреть скульптуру, чем живопись.
doc_chaev
Apr. 18th, 2015 02:41 am (UTC)
Из посетителей я был один, и студенты пробегали периодически. Полностью музей называется Учебный, что и отражает его сущность.
(no subject) - marinagra - Apr. 18th, 2015 09:04 pm (UTC) - Expand
vladimirdar
Apr. 18th, 2015 03:26 pm (UTC)
Отличный пост. Мне было чрезвычайно интересно. Никогда здесь не был. Теперь явно музей в моих планах. Спасибо.
doc_chaev
Apr. 19th, 2015 02:13 am (UTC)
Да, Вам там будет где развернуться. Обратите внимание на расписание.
(no subject) - vladimirdar - Apr. 19th, 2015 08:36 am (UTC) - Expand
galik_123
Apr. 18th, 2015 07:35 pm (UTC)
Спасибо, интересная информация! А я всё думала, куда же все слепки делись, теперь понятно.
doc_chaev
Apr. 19th, 2015 02:16 am (UTC)
Да, теперь они там. В здании бывшей школы марксизма-ленинизма.
chemodur
Apr. 19th, 2015 06:01 am (UTC)
Хорошего воскресного дня и отличного весеннего настроения!
antt_trax
Apr. 19th, 2015 05:20 pm (UTC)
Миша, грандиозный пост, ты-гигант
Интересно.столб с законами вавилонского царя Хаммурапи - оригинал существует сейчас в природе?
Исламисты не разрушили?
Я недавно прочёл Историю Персидской империи
Там этому столбу уделяется много внимания
slavynka88
Apr. 19th, 2015 08:08 pm (UTC)
Удивительный музей! Сколько интересных экспонатов!
Благодарю Вас за экскурсию!
doc_chaev
Apr. 19th, 2015 08:12 pm (UTC)
Тогда серьезно думали о просвещении. И делали. Причем без помощи правительства.
vince_crane
Apr. 20th, 2015 06:38 am (UTC)
Привет! Дружим взаимно?)
doc_chaev
Apr. 20th, 2015 08:45 am (UTC)
Если только с взаимными комментариями. Согласен?
(no subject) - vince_crane - Apr. 20th, 2015 08:59 am (UTC) - Expand
( 30 comments — Leave a comment )