
На первый взгляд дворец кажется небольшим одноэтажным строением. Но это не так. Надо учитывать высокий полуподвал.

Есть и второй этаж. Его окна видны со стороны парка.

Кажется, что дворец каменный, но на самом деле он построен из дерева (лиственницы) и только отделан под камень. И вот уже 250 лет стоит. При этом за эти годы дворец ни разу не топился, хотя имеются печи и камины.
Сюрпризы продолжаются в прихожей. Здесь использованы штукатурка с раскрасской под мрамор. Вазы сделаны из гипса и раскрашены по яшму.

Самое интересное, что пилястры (полуколонны, как бы выступаюшие из стены) вместе с основанием и коринфским ордерос выполнены из папье-маше (во дворце много чего сделано из этого материала). Считается, что граф пошел на такие ухищрения не ради экономии, а ради оригинальности.

Колонны из папье-маше воспринимаются нормально, когда узнаёшь, что большую часть года дворец пустовал. На самом деле это было не жилое помещение, а, говоря современным языком, Дом приемов. В сезон - теплое время года здесь устраивались увеселения, в которых участвовало несколько тысяч человек. Однако двинемся дальше. Следующая комната - приемная. На еёё пороге граф встречал особо дорогих гостей. Комната украшена шпалерами - гобеленами ручной выработки из Фламандии. Они лет на 100 старше дворца, но до сих пор в прекрасном состоянии.

Кстати, дворец находится в состоянии редкой сохранности. За все время в советские годы была произведена мойка стен и небольшая реставрация.

Здесь же у камина бюсты Петра Борисовича и Варвары Алексеевны. Свой бюст граф не любил и при его жизни он пылился на втором этаже.

Дальше - гостинная, стены которой отделаны шелковой тканью.

Здесь портрет П.Б.Шереметева и рядом портрет императрицы Елизаветы.

На другой стене портрет Екатерины, подаренный ею графу, а также портрет Павла и его жены.

Ещё бюсты супругов Шереметевых.

Надо отметить, что все вещи подлинные. И люстры, которые не зажигали уже более 100 лет (электрического освещения нет и делать съемку затруднительно, а со вспышкой нельзя, так что извиняюсь за качество).

Ещё работает эта странная музыкальная машина под названием Органчик.

Сохранность объясняется тем, что наследник рода Д.С.Шереметев приятельствовал с Луначарским и в 1918 г. подписал дарственную, а в 1919 г. здесь уже организовали музей. Следующая комната - условно спальная графа. Условно, потому что он ночевал здесь только несколько раз. А так жил в Москве в особняке на Никольской.

По бокам алькова двери. Левая ведет на второй этаж, а правая никуда, просто для симметрии.В основном эту комнату использовали для посиделок почтенных дам и светских разговоров (тогда за 30 лет дама считалась почтенной и танцевать ей было не прилично).

На стене часы французского мастера, чей корпус изготовлен из морской черепахи.

Дальше кабинет Здесь оставили неотделанными стены, чтобы показать деревянную сущность дома.

Потом диванная и домашняя кунсткамера.

Дальше - женская спальня.

На стенах портреты дочерей Анна - справа (та, что умерла) и Варвара.

И единственный выживший сын и наследник - Николай.

Ещё одна гостинная.

Идальше дверь ведет в бальный зал. Кстати о дверях. Их много. Некоторые фальшивые, а некоторые ведут в темные проходы между комнатами для слуг, чтобы те были всегда под рукой, но и под ногами не болтались.

А вот и бальный зал. Сейчас он заставлен стульями (было какое-то мероприятие), но все-равно можно оценит его великолепие.

Мы обошли полукругом дворец(вторая половина - закрыта сейчас) и из зала можно выйти в парк.

Вот так развлекался граф Шереметев.
Journal information