?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Большой Каменный мост.

Со времен основания Москвы в городе не было мостов в обычном понимании этого слова. Были броды и наплавные (типа понтонных) мосты. На месте позднейшего моста Каменного моста существовал брод, через который шла дорога из Рязани на Новгород через Волок Ламский, известная как Волоцкая. Затем был устроен наплавной («живой») мост, разводившийся для пропуска судов. Против моста в конце XVI в. были устроены Всехсвятские (Водяные) ворота Белого города, названные так по стоявшей неподалеку (близ современного храма Христа Спасителя) церкви Всех Святых, что на рву. В 1643 году по указу царя Михаила Фёдоровича мастером из Страсбурга Ягоном Кристлером  было начато строительство  постоянного каменного моста  у Всехсвятских ворот. Это был второй каменный мост в Москве – первый был сделан через Неглинку У Троицких ворот Кремля.После смерти царя строительство было прекращено, так как план сочли слишком смелым и дорогим. Оно было возобновлено и завершено в 1682—1687 годах по инициативе царевны Софьи и Василия Голицына по старому образцу Кристлера (оставившему после себя деревянную модель моста) «мостового каменного дела мастером» монахом старцем Филаретом. После достройки в 1692 году мост получил имя Всехсвятского.Вот так представлял себе мост Апполинарий Васнецов.
Он стоял немного в стороне от современного:  начинался у подножия современного Дома на набережной  и вел к месту, где теперь выходит к реке улица Ленивка (в те времена, она представляла собой проезд к Всехсвятским воротам). Длина моста составляла 170 м, ширина 22 м. Мост имел 8 арок, средние служили для пропуска плотов и лодок и имели пролёты до 15 м. Перед мостом на замоскворецкой стороне была устроена предмостная башня — Шестивратная, имевшая, как показывает название, шесть воротных проемов. Поскольку мост был раза в 3—4 шире самых больших московских улиц, он был застроен с обеих сторон. В петровские времена на мосту стояли: палата Предтечевского монастыря и четыре каменные палатки князя Меньшикова, табачная таможня и пивной двор. В конце моста был кабак под названием «Заверняйка». В Шестивратной башне помещалась Корчемная канцелярия и тюрьма. Средства, потраченные на строительство моста, так поразили современников, что возникла поговорка, бытовавшая в Москве более полутораста лет: «Дороже Каменного моста!» (о ценности и дороговизне чего-либо). В XIX веке в Нижегородской губернии также была записана поговорка: «Каменного моста лучше!» Вообще, по свидетельству историка Москвы И. М. Снегирева, еще заставшего старый мост, он «почитался одною из столичных диковинок, наравне с Иваном Великим, Сухаревой башней, Царь-колоколом, Царь-пушкою». Под мостом собирались разного рода «воры» и «лихие люди», причем особенно дурной славой пользовался один из пролетов на левом берегу — «девятая клетка». Мимо неё с наступлением вечера москвичи старались не ходить. Вот таким мост изобразил художник Алексеев в конце 17 века.

Надо сказать, что несмотря на видимую фундаментальность, мост часто страдал от половодий.  В апреле 1783 года половодье привело к обрушению нескольких арок моста.   По поводу этого происшествия Московский главнокомандующий граф Чернышёв сообщал Екатерине II: «Обвалились три арки моста и бывшие на них 11 лавок каменных с разными мебелями купца Епанишникова, суммой на 1100 руб. Упал один стоявший в это время на мосту и убит, а развалинами задавлены бывший под мостом рыбак и две бабы, у берега для мытья платья находившиеся».  Для ремонта моста необходимо было отвести вода и тогда был построен водоотводной канал. В середине 19 в. старый мост решено было снести, что и было сделано в 1858 г. Первая фотография моста относится к 1852 г. Её сделал Роджер Фентон незадолго до сноса.

В 1858 году на месте разобранного моста инженером Н. Н. Воскобойниковым по проекту инженера полковника Танненберга был выстроен новый, первый в Москве металлический трёхпролётный мост. Речной пролёт был перекрыт арками. В качестве мостовой использованы лафетные плиты.

В 1938 году несколько ниже по течению реки был построен современный мост (инженер Н. Я. Калмыков, архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус). Мост был перенесен к Боровицкой площади, поскольку узкая Ленивка затрудняла подъезд к нему. Длина моста с подъездами 487 м, в том числе речной пролёт 105 м, береговые — 42,5 м, ширина 40 м.  Этот мост и стоит до сих пор.


Comments

( 12 comments — Leave a comment )
oleghmel
Jun. 24th, 2016 09:29 am (UTC)
Интересные факты. Не знал. Спасибо.
ivankravtsov
Jun. 24th, 2016 10:09 am (UTC)
Спасибо, действительно очень интересно.
vladimirdar
Jun. 24th, 2016 10:27 am (UTC)
С большим интересом прочитал. Спасибо, Михаил!
anton_i_masha
Jun. 25th, 2016 06:36 am (UTC)
Спасибо за любопытную информацию!)
estelia
Jun. 25th, 2016 03:22 pm (UTC)
Вот как, оказывается!
andrei_kovrin
Jun. 25th, 2016 05:24 pm (UTC)
Мосты на века. Иногда ощущение, что раньше могли быстрее и крепче построить.
pragmatic
Jun. 26th, 2016 02:43 pm (UTC)
интересные факты, спасибо большое.
taransv
Jun. 27th, 2016 08:36 am (UTC)
Первые все были из дерева.
alkopona
Jun. 27th, 2016 09:21 am (UTC)
Города в которых сохранились мосты 16-18 веков из кирпича или камня - чудесны)
liqe
Jun. 27th, 2016 10:24 am (UTC)
Почему-то некоторые историки считают, что до XV века постоянные мосты не строили в Москве потому, что не умели. Это не совсем так, просто реки были торговыми артериями, и загромождать их считалось нецелесообразным.
galik_123
Jun. 27th, 2016 01:22 pm (UTC)
Очень познавательно, спасибо!
o_sapozhnikova
Jun. 28th, 2016 01:07 pm (UTC)
Монументальный мостище... Удивительно, как в таком сооружении вообще что-то рушиться могло!
( 12 comments — Leave a comment )