
На первом этаже музея два зала посвящены творчеству Константина Васильева. Я опишу их более подробно. В большом зале можно выделить две темы. Первая посвящена силе духа русского народа, его противостоянию суровой северной природе. Здесь сразу привлекает внимание "Северный орел" (1967) - она на заглавной странице. Вот как описывается историю ее рождения : "…Друг Олег Шорников как-то рассказал Константину о своей встрече на берегу Волги c большущим орлом. Тот сидел на изломе сокрушенной временем березы и, надменно презирая возможную опасность, перебирал мощным клювом серые перья на своей груди. Неожиданно орел встрепенулся и бросил такой огненный взгляд на человека, что тот оторопел. " Когда Васильев впервые показал эту работу друзьям, те были в недоумении. Увидеть вместо птицы мужика с топором никак не ожидали. Однако талант художника неудержимо притягивал взгляды каждого к картине, заставлял думать, восхищаться небывалой внутренней силой созданного образа. Зрителей буквально сверлил орлиный взгляд мужественного человека, властелина тайги, одухотворяемого природой и одухотворяющего первобытную стихию леса своим трудом, мужеством и волей. Картина радовала сияющим тоном, поражала сложностью тончайшей игры света в бесконечном узоре инея, заснеженной хвои, веток, стволов. Картина стала переломной работой художника после мучительно сложного поиска своего стиля в искусстве, увлечения сюреализмом и другими формалистическими жанрами, он находит наконец свою тему, которой будет верен до конца. Васильев этой работой принес в мир искусства небывалую новизну и она стала визитной карточкой мастера.



Лучше всего о картине «Ожидание» сказать строками стихов, оставленных неизвестным посетителем в книге отзывов музея:
Горит свеча у мерзлого окна,
Протаяли узоры ледяные.
А девушка одна, совсем одна
Во всей избе, а может, и в России...
*
*
Пусть близко где-то и отец, и мать.
Да им о сокровенном не расскажешь.
На сердце одиночества печать,
Ничем ее не сломишь, не развяжешь.
*
Свеча мерцает в девичьей руке,
Тревога сердце нежное волнует.
А милый лада где-то вдалеке
Работает, а может, и воюет.
*
А может, он с соседнего двора,
Но что-то встрече гаданой мешает.
Назначенная минула пора,
И девушка томится и вздыхает.
*
У девушки волнистая коса.
Ну где найдешь пышнее и красивей?
И где найдешь прекраснее глаза —
Глубокие, как небо над Россией.
Васильев уделял много внимания преданиям народов мира, их сказаниям, постижению эпоса со всеми его героическими идеалами. Особенно, после русского, он выделял эпическое наследие скандинавских народов, тоже, в его понимании, Гиперборейцев. Это вторая тема Большого зала. Сразу обращает на себя внимание большое полотно «Валькирия над телом Зигфрида» (1971). Зигфрид из германского эпоса, поражающий дракона Фафнира, – образ, стоящий в особом ряду. Для легендарного витязя выполнение героического долга становится основной целью. И смерти он не боится, ведь слава о подвиге вечна. Момент, изображённый на картине, завершает легенду о Зигфриде. Непобедимый в открытом бою, он оказался бессилен против коварства. Зигфрид погибает, пронзённый копьём в спину. Уже исчезает румянец на щеках великого воина, выпал из руки волшебный меч, рассыпались по снегу волосы на запрокинутой, не покрытой более шлемом, голове. И валькирия, пришедшая принять душу героя, словно противится бесславной смерти – её величественная фигура застыла в напряжении. Стоит только взглянуть на лицо , становится понятно – первозданная стихия кроется в глубине этого образа. Россыпь белокурых волос вьётся на ветру, сбегая волнами. Крепко сжатые губы. Гордый взгляд. И словно в противовес этому «сжатому в кулак вихрю» – ровная линия копья, устремлённая в штормовые небеса. .


Особое место в жизни Константина занимала его сестра Людмила. Она была его другом. В 1967 году в семью Васильевых пришло огромное горе - тяжело заболела Людмила, искупавшись в водоеме, куда были сброшены радиоактивные отходы. Васильев решает написать портрет сестры. Немного прибавив возраста, он изобразил ее цветущей прекрасной незнакомкой. Спустя немного времени, Людмилы не стало и, потрясенный ее смертью Васильев написал картину "Русалка". На картине Константина Васильева русалка изображена в непривычной для зрителя манере. В картине мало что намекает на сказочность. Русалка написана в виде миловидной молодой девушки, которая сидит на ветвях дерева. На лице девушки спокойствие. Она не выглядит злая ручалка, которая заманивает молодых парней в глубокие воды. Легенды и сказки часто говорят о том, что русалки – утопленницы, решившиеся на самоубийство от несчастной любви. У девушки очень бледная кожа и синие глаза. Волосы русалки очень светлые, длинные волнистые и слегка спутанные. Ноги красавицы скрывает длинная юбка серого платья из легкой ткани. Невозможно увидеть ноги там или рыбий хвост. Платье сухое – ничто не выдает героиню в качестве речной обитательницы. На заднем плане – огромная гладь воды. Вода словно зеркало – гладкая-гладкая. Но эта вода скрывает опасность: как мы теперь знаем – радиоактивность.

В малом зале на первом этаже представлены работы Васильева на темы былинного эпоса. Самая мощная из них , бесспорно, "Рождение Дуная". Идея этой работы принадлежала сестре художника Людмиле. Будучи уже тяжело больной, она попросила брата взяться за разработку этой былины. Людмила читала Константину различные варианты былины и в том числе трактовку ее А. Н. Афанасьевым: "…взял Дунай королевну замуж, и поехали вместе в славный Киев-град. Приехали ко князю Владимиру: на почетном пиру охмелел Дунай-богатырь и стал хвастаться своим молодчеством. Говорит ему Настасья- королевична: "Не хвастай, тихий Дунай Иванович! Если на стрельбу пойдет, то нет нигде супротив меня стрельцов. На твою-то молодецкую головушку я кладу свое колечико серебряно, пропущу-то сквозь колечико серебряно, и не сроню-то я колечика с головушки". Вызов был принят, и королевна трижды пропустила свою стрелу сквозь кольцо, поставленное на голове Дуная, и ни разу не сронила колечка. Вздумал попытать своей удали и Дунай Иванович… Взмолилась молодая жена: "Не стреляй, Дунаюшка! У меня во чреве чадо посеяно: по колени ноги в серебре, по локоть руки в золоте, по косицам частые звезды". Не послушался Дунай, спустил калену стрелу: не угодил в кольцо, а попал жене в белу грудь, убил королевну и призадумался: "Есть ли у меня с нею что посеяно?" Распластал ей чрево буланым кинжалищем, а во чрево чадо милое… Тут ему за беду стало, за великую досаду показалось; становил он кинжал во сыру землю тупым концом и падал на острый конец ретивым сердцем: от той ли крови горячей - протекала Дунай-река".







Музей работает с 11-00 до 19-00 каждый день, кроме понедельника, адрес: г. Москва, ул. Череповецкая, д. 3-Б. Как добираться объяснить сложно, т.к. сам добирался с противороложного конца Москвы. Лучше воспользоваться интернетом и навигатором. Ориентир -Лианозовский парк культуры и отдыха.
После пожара здание было в основном отремонтировано. Деньги были получены за счет частных пожертвований. Но все здание отремонтировать не хватило средств, и по-прежнему музей нуждается в благотворительной помощи для того, чтобы заменить сильно попорченные водой полы и отреставрировать наружный фасад здания, довести до конца ремонт крыши и входа в музей. Поэтому музей обращается за помощью к людям, неравнодушным и желающим помочь :
Реквизиты региональной общественной организации “Клуб любителей живописи Константина Васильева”: Р/С: 40703810400000000286 в ГПБ (ОАО) г. Москва, К/С: 30101810200000000823, БИК: 044525823, ИНН: 7715074300, КПП 771501001
Journal information