?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Противостояние.

В 1937 году в Париже проходила Всемирная выставка под девизом «Искусство и техника в современной жизни». Конечно она не могла не стать и  ареной пропаганды отдельными странами-участницами своих политических и экономических систем. И в первую очередь Советской России и фашистской Германии. Устроители выставки намеренно разместили павильоны СССР и Германии напротив друг друга.

Подготовка к выставке в обеих странах началась задолго до выставки. Ведущий архитектор СССР того времени  Борис Иофан предложил выполнить советский павильон в виде трамплина, динамично устремленного вверх, со скульптурой на крыше. Борис Иофан так объяснял свою идею:«В возникшем у меня замысле советский павильон рисовался как триумфальное здание, отображающее своей динамикой стремительный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность нашей великой эпохи построения социализма… Чтобы любой человек при первом взгляде на наш павильон почувствовал, что это – павильон Советского Союза… Скульптура мне представлялась сделанной из легкого светлого металла, как бы летящей вперед, как незабываемая Луврская Ника – крылатая победа».
Сама экспозиция была довольно скудной, по сути павильон был главным экспонатом. Рабочий и колхозница олицетворяли хозяев советской земли – пролетариат и крестьянство. На идею композиции Иофана натолкнула античная статуя «Тираноборцы», посвященная Гармодию и Аристогитону, составившим заговор против афинского тирана Гиппия (между прочим, они были любовниками).
                                     
Тираноборцев-гомосексуалистов естественно заменили на мужчину и женщину. Мужчина, понятное дело, рабочий, как ведущая сила, а женщина – колхозница. Вместе они олицетворяли нерушимый союз. А чтобы не оставалось сомнений в руки их были вложены орудия труда - серп и молот.  Иофан  разработал общий проект, а найти его конкретное решение предстояло скульптору.
Летом 1936 г. среди скульпторов был объявлен конкурс, на котором свои проекты представили В. Андреев, М. Манизер, И. Шадр и В. Мухина. Победителем стала Мухина, которой удалось придать  легкость и воздушность массивной скульптуры ( благодаря «летящей» за фигурами материи).

 Мне кажется, её точно вдохновила Ника Самофракийская с её развивающимися одеждами и крыльями.

Она писала: «Много споров возбудил введенный мною в композицию развевающийся сзади кусок материи, символизирующий те красные полотнища, без которых мы не мыслим ни одной массовой демонстрации. Этот «шарф» был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием», – говорила Мухина.
Ее проект одобрили, с условием «одеть» фигуры, изначально задуманные обнаженными. В начале 1937 г. с завода, на котором проходила сборка, поступил донос на Мухину, в котором говорилось, что  в отдельных местах стальной оболочки каркаса явственно виден профиль врага народа Л. Троцкого. Тогда на донос не отреагировали, но по возвращении с выставки арестовали комиссара советского павильона И. Межлаука и нескольких инженеров, работавших над созданием статуи.
Размеры статуи были впечатляющими: в высоту она достигала 23,5 метра и весила 75 тонн. Для транспортировки на выставку скульптуру разрезали на 65 частей и погрузили на 28 платформ. После сборки в Париже статуя произвела настоящий фурор.
Французский график Ф. Мазерель признавался: «Ваша скульптура поразила нас. Мы целыми вечерами говорим и спорим о ней». Пикассо восхищался тем, как выглядит нержавеющая сталь на фоне сиреневого парижского неба. Ромен Роллан писал: «На Международной выставке, на берегах Сены два молодых советских гиганта возносят серп и молот, и мы слышим, как из
их груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и приведет их к победе».
                   

В Германии подготовкой к выставке занимался  главный архитектор рейха Альберт Шпеер. По его замыслу павильон Германии должен был стать «куском священной немецкой земли», выполненным из немецкого железа и камня. Как известно, фюрер мнил себя талантливым архитектором, его вкус, несомненно, повлиял на проект немецкого павильона. Кроме того, он контролировал ход подготовки к открытию выставки.

В своих мемуарах Шпеер рассказал и об истории создания этого сооружения-символа. Немецкому архитектору удалось пробраться в помещение, где хранились чертежи соперника – советского павильона. Советский павильон, украшенный гигантскими статуями рабочего и колхозницы, воплощал стальной напор гигантов, вознесенных на треть высоты павильона.
По замыслу Шпеера  павильон Германии, который был построен выше в форме римской цифры III  должен был сдержать этот напор.
                   


У гигантской башни немецкого павильона была установлена обнаженная скульптурная группа Й.Тораха "Товарищество", чьи гигантские обнаженные статуи стояли напротив «Рабочего и колхозницы» и должны были символизировать мощь Германии .


Хотя сейчас, глядя на изображение, приходят в голову мысли совсем другого плана. Как это допустил фюрер, уничтожавший секс-меньшинства, не понятно.
                               


В итоге рабочий и колхозница визуально упирались точно в свастику. Тогда никто не мог предположить насколько пророческой будет создавшаяся композиция.

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
vladimirdar
Jul. 16th, 2016 02:10 pm (UTC)
С любопытством прочитал. Фото очень интересные!
pragmatic
Jul. 16th, 2016 05:31 pm (UTC)
большое спасибо за интересную статью!
lara_x
Jul. 16th, 2016 07:50 pm (UTC)
большое спасибо!
taransv
Jul. 17th, 2016 08:09 am (UTC)
Кто победил известно.
kapitan_flint1
Jul. 17th, 2016 08:19 am (UTC)
Вдохновение часто мастера берут из прошлого. Но при этом культуры очень отличаются друг от друга. И значение в народе придается совсем разное - это имеет не меньшее значение в трактовке символа.
galik_123
Jul. 17th, 2016 11:02 am (UTC)
Интересные подробности, спасибо!
slavynka88
Jul. 17th, 2016 12:52 pm (UTC)
Стилистика в архитектуре и скульптуре очень схожая.
eho_2013
Jul. 17th, 2016 07:56 pm (UTC)
Читала где-то, что в конечном итоге фюрер позавидовал нашему павильону и ставил его в пример...
mariusm11
Jul. 18th, 2016 06:17 pm (UTC)
Действительно.. Интересно. И противостояние, и как Фюрер не досмотрел в двух голых мужиках подобие тираноборцев-гомиков)))
А то, что вдохновлялись разными скульптурами - это не плохо. Ничего нового в это не плохо. Ничего нового в этой жизни уже никто не сделает.

Edited at 2016-07-18 06:18 pm (UTC)
cr2
Jul. 22nd, 2016 12:54 pm (UTC)
Спасибо! Очень интересно)
( 10 comments — Leave a comment )