?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

С приходом весны всех потянуло на плэнер. Вот и я двинулся в сад «Эрмитаж» молодость вспомнить. Давно там не был. А место знаменитое. Именно здесь зарождался МХАТ, были поставлены первые пьесы Чехова, состоялся первый в России киносеанс.


Сад был открыт в 1894 году на месте захламленной территории обанкротившейся фабрики. Он был основан  Я. В. Щукиным ( 1856-1926), известным московским театральным предпринимателем, меценатом. Свое название перенял от другого сада, ранее распологавшегося на Божедомке (сейчас район Селезневской улицы). 26 мая 1896 года здесь состоялся первый в Москве общедоступный сеанс кинематографа братьев Люмьер. Раньше чем, кстати, в Нью-Йорке. В театре «Эрмитаж» прошли первые сезоны Московского Художественного общедоступного театра (МХТ).  Здесь ставились оперные спектакли труппы С. И. Мамонтова, в качестве дирижера Русской частной оперы дебютировал С. В. Рахманинов, проходили бенефисы Ф. И. Шаляпина, пел Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, множество именитых исполнителей романсов, среди которых А. Д. Вяльцева, М. И. Вавич; выступала русская балерина Анна Павлова. Здесь гастролировали Сара Бернар, Эрнесто Росси, Густаво Сальвини и многие другие зарубежные звезды сцены.Яков Васильевич Щукин происходил из крестьянской семьи, из деревни Вяльково Угличского уезда Ярославской губернии.   Получив церковное образование и отслужив в армии, он создает свое дело, начав с небольшого летнего ресторана-буфета в саду «Эрмитаж» на Божедомке. Затем открывает буфет в театре "Парадиз" на Никитской, арендует знаменитый ресторан "Эльдорадо" в Петровском парке. Устраивает увеселительные сады на знаменитой Нижегородской ярмарке. С 1888 г. Яков Щукин - купец второй гильдии. В 1889г., он организует увеселительные мероприятия в Петровском парке в саду "Ренессанс" и с этого момента начинается его профессиональная карьера антрепренера.

К этому времени идея создания собственного театра выходит для Щукина на первый план.  Он арендует знаменитый театр "Парадиз" и знакомит московскую публику с целым рядом выдающихся зарубежных и отечественных театральных исполнителей. В то же время он ведет переговоры об аренде с хозяйкой владений на Божедомке, где располагался знаменитый увеселительный сад, известный под названием «Эрмитаж» еще с середины XIX века со времен французского ресторатора Мореля, давшего ему это название. Но договориться не удалось.  И тогда Яков Васильевич начинает реализовывать проект создания собственного театрального сада. Щукин решает остановить свой выбор на участке в Каретном Ряду. В 1894 г. он подписывает договор на аренду с последующим выкупом и организует работы по расчистке заброшенных территорий под сад. Согласно прошению Щукина, городские власти разрешили использовать стоявшее здесь ранее фабричное здание под театральный зал. В том же 1894 году архитектор В. П. Загорский пристроил к зданию одноэтажную галерею и крыльцо. В 1895 году архитектор Балевич произвёл планировку сада и соорудил летние эстрады и навесы для буфета. Официальное открытие сада состоялось 18 июня 1895 года, под названием — «Новый Эрмитаж».


18 апреля 1898 года в помещении театра «Эрмитаж» состоялось учредительное собрание литературно-художественного кружка. В число его руководства были избраны А.И. Южин, К.С. Станиславский, Вл. И. Немирович-Данченко, К.Н. Рыбаков, Г.Н. Федотова. 14(26) октября 1898г. - состоялся первый спектакль МХТ "Царь Федор Иоаннович". Эта дата была выбрана директором театра «Эрмитаж» Я.В. Щукиным не случайно. Предложенный им день для открытия МХТ был связан со значительным для Москвы праздником иконы Иверской Божией Матери. К тому же в тот же день, но на 74 года раньше был официально открыт Малый театр, старейший русский драматический театр в Москве.  На этой же сцене позже  состоялись премьеры пьес А. П. Чехова «Чайка» и «Дядя Ваня». После Октябрьской революции сад Эрмитаж национализировали и в здании театра Эрмитаж размещался театр МГСПС (Московского Городского Совета Профсоюзов), затем театр переименовали в театр Моссовета. Все эти годы сад Эрмитаж оставался популярным местом отдыха жителей Москвы. С 1962 года здесь обосновался Московский театр миниатюр  театр.  С ним успешно сотрудничали Марк Захаров, Юрий Любимов, Евгений Весник, Андрей Гончаров, Алексей Арбузов и многие другие.  В 1977 году в труппу Театра Миниатюр пришел Михаил Левитин, с 1987 года - главный режиссер, а вскоре (1990) и художественный руководитель. С 1987 года театр меняет название – так появляется на театральной карте Москвы театр «Эрмитаж». Сейчас театр на ремонте.


В 1909 году по проекту архитектора А. Н. Новикова было построено здание летнего театра, получившего позднее название «Зеркальный». Построенный в 1909 году в стиле модерн и предназначенный исключительно для летних представлений, к 1910 году он приобретает свой окончательный вид. Реализуя замысел владельца, парковое пространство с регулярной планировкой было объединено архитектором с пространством открытого театра, превращаясь в удивительно уютное фойе из живой листвы. Мне кажется, его М.А.Булгаков вывел в «Мастер и Маргарита» как театр Варьете.  Весьма заметным положительным вкладом в современную историю сада «Эрмитаж» была деятельность выдающегося русского дирижера Евгения Колобова (1946-2003), по инициативе которого была проведена реконструкция здания «Зеркального театра», с сохранением первоначального стиля здания, использованием мотивов его декора, и бережным отношением к истории. Открытие, в год 850-летия Москвы, «Новой Оперы» Колобова в реконструированном «Зеркальном театре» позволило саду приблизиться к его историческому театральному значению в культурном пространстве города.




В планах Якова Васильевича была постройка грандиозного для той поры здания театра, рассчитанного на 4000 мест. В короткие сроки было возведено здание известное теперь как «Щукинская сцена", но революция 1917 г. помешала этим планам. Я с молодости помню этот гигантский кирпичный остов, торчащий в центре Москвы. Таким же я его застал и сейчас. Но углубленное изучение вопроса, показало, что за это время произошел полный цикл метаморфозы. После масштабной реконструкции в 2006 г. здесь был открыт знаменитый клуб «Дягилев», о котором  ходили самые противоречивые слухи. С одной стороны, там ночи напролет тусовались российские и мировые знаменитости, как Филипп Киркоров, Энрике Иглесиас, Шакира, Роман Абрамович, Михаил Прохоров и даже сам Владимир Путин. Цены в заведении были самыми запредельными. Однако бронирование локации для себя и своих друзей не являлось гарантом прохода клуб. Фейс-контроль был очень жестким. Но подобно булгаковскому ресторану «Грибоедов»,  заведение сгорело при весьма загадочных обстоятельствах. Вся Москва впоследствии шутила, что «пожарники просто не прошли фейс-контроль».  То ли искры от сварочного аппарата попали не туда, то ли проводка не выдержала энергетического напряжения, но произошло возгорание, быстро охватившее все 4 этажа клуба. Несмотря на то, что на устранение пожара были брошены все силы ( тушением руководил лично Сергей Шойгу) «Дягилев» выгорел дотла. Сгорела вся мебель, световые и видео панели, техника, почти все балки и перекрытия, и даже 4 банкомата. Но из людей серьезно не пострадал никто. Так что я снова увидел кирпичную громадину на том же месте, только стыдливо прикрытую сеточкой.

В конце 1984 года была закончена реконструкция зрительного зала театрального здания, находящегося в саду "Эрмитаж". Это было сделано по инициативе  Е. Еланской, основателя театра «Сфера» (народной артистки России, родилась в Москве, в семье мхатовцев второго поколения) . Общая его идея в формулировке создателя звучит так: "Мы отвергаем принцип театра-куба со снятой стенкой и подглядыванием - мы утверждаем принцип "сферы общения". Был создан уникальный по своим возможностям трансформации (все места съёмные), единственный в то время в Москве зал - круговой амфитеатр с центральной и несколькими сценическими площадками внутри него. Зритель как бы втягивается в действие, становясь соучастником происходящего в спектакле. Создается круговое общение зрителей через актеров и между собой, некая круговая центробежная сила. По мнению создателей, театр есть высокоорганизованная форма человеческого общения, а "единственная подлинная роскошь - это роскошь человеческого общения"



Еще одна достопримечательность сада - два гарден-коттеджа, а по-простому чугунные беседки. Этот стиль был чрезвычайно популярен в общественных местах в начале XX века. Кстати, в детстве я их не помню. Значит - новодел, но тоже красивый.














Бюст Виктора Гюго - подарок мэрии Парижа (на фоне театра "Сфера").
















Здесь же самая, по-моему, большая детская площадка в Москве.
















Много чего еще есть интересного, но лучше посмотреть самим в эти майские дни. Для чего прилагаю карту-схему. Хорошего отдыха!

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
roman_glushkov
May. 2nd, 2015 10:14 am (UTC)
И сходил бы, да далековато живу :-)
galik_123
May. 2nd, 2015 04:02 pm (UTC)
Замечательное место и прекрасный пост, спасибо! Раньше часто там бывала, приятно вспомнить.
marinagra
May. 2nd, 2015 06:48 pm (UTC)
Там всегда было мило, и в советские времена был неплохой ресторанчик) Такой оазис посреди Москвы)
shatff
May. 2nd, 2015 07:21 pm (UTC)
Симпатичное место...
chemodur
May. 2nd, 2015 07:25 pm (UTC)
Доброго вечера и хороших снов!
antt_trax
May. 3rd, 2015 07:02 pm (UTC)
Прочёл пост "от корки до корки"
очень интересная информация!
Жаль, что фамилия киркоров вносит в эту тему каплю пошлости
misterleks
May. 4th, 2015 02:46 pm (UTC)
Классно. У нас небольшой город, поэтому таких площадок не имеем.
( 7 comments — Leave a comment )