?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Было когда-то  общество Рязанско-Уральской железной дороги в царской России.   Оно управляло крупнейшей частной дорогой, которая  объединяла несколько ранее построенных дорог: Рязанско-Козловскую железную  дорогу; Тамбово-Козловскую ; Тамбово-Саратовскую.  Однако выхода в Москву дорога не имела. В связи с этим Правление дороги выступило перед правительством с ходатайством дать разрешение на постройку ветви Павелец — Москва. В мае 1897 года, было получено разрешение Николая II на постройку линии. Этому решению предшествовала борьбы за право осуществить застройку земельного участка.  Состязались Рязанско-Уральская и Московско-Казанская дороги – в то время два транспортных гиганта. После глубокого анализа выявилось, что вариант Казанки более выгоден дороге, нежели Москве. Общество Рязанско-Уральской сумело выйти победителем . Кроме того, она  заручилась поддержкой Московского Генерал-Губернатора Великого Князя Сергея Александровича.  Постройка новой ветки была завершена в сжатые сроки . Позже  был построен и вокзал, открытие которого состоялось 1 сентября 1900 года. Первоначально он назывался Саратовским.

Вокзал был построен  по проекту архитектора А. Красовского по строительным канонам того времени: здание симметричное с повышенным центром, высокие окна, широкий и удобный подъезд. По главному фасаду со стороны площади были расположены входы, вестибюль, багажное отделение, залы для публики и помещения, назначение которых требует близости к залам — билетные кассы, телеграф, аптека и буфет. В центре — высокий обширный операционный зал, отделявший помещения для пассажиров первого и второго классов от третьего класса. Здание было построено из кирпича на бутовом фундаменте в два этажа с третьим над средней купольной частью здания и с мансардами над боковыми выступающими частями. Длина вокзала составляла 83,7 м. Наружные стены имели толщину в 2,5 кирпича — запас прочности для невысокого здания изрядный. Наружная поверхность стен облицована специальным кирпичом, цоколь — тесаным камнем, вестибюль и карнизы в залах имели лепные украшения. Во всем чувствовалась основательность и солидность.

Я помню его в советские времена, иногда там встречал родственников. Мне всегда он казался более организованным и цивильным, чем безумный Казанский вокзал.

Вокзал отслужил верой и правдой почти век, но постепенно стал ветшать. Возникла потребность  в его реконструкции, которая и была проведена в последние годы Советской Власти.   Требования к  проекту были весьма высоки: необходимо было обеспечить современные удобства пассажирам, и параллельно решить непростую градостроительную задачу — сохранить облик московской площади, оставить узнаваемым её силуэт, отложившийся в памяти москвичей. Реконструкция проводилась трестом «Мострансстрой». Архитекторы А. Б. Гурков, С. Д. Кузнецова и А. Р. Воронцов  успешно выполнили сложную творческую задачу, в основном сохранив стиль прежнего здания. При этом в новое здание был встроен вестибюль станции метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Капитально обновлённый Павелецкий вокзал открылся 3 ноября 1987 года.

Новый вокзал превысил старый в шесть раз по объёму и в четыре по пропускной способности, стал значительно удобнее и комфортнее. Теперь он в состоянии принять, обслужить и разместить в своих залах около 10 тыс. человек в час — это уровень весьма крупного транспортного комплекса. И в нормальный кадр он перестал влезать, только в широкоугольный.

Но в начале 2000-х появились лихия люди, которые решили монетизировать площадь Павелецкого вокзала, построив на ее месте торговый центр (как это было проделано на площади Курского вокзала). Я тогда работа в здании Энка-плаза и мог наблюдать все стадии процесса.


Но потом Лужкова сняли, и процесс затормозился. И вот уже много лет на площади Павелецкого вокзала стоит огороженный незаконченный котлован. И когда площадь приведут в божеский вид, неизвестно.
                       

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
vladimirdar
Sep. 1st, 2016 09:08 am (UTC)
Наверное, потому все стоит, что в договоре хитрые санкции для Москвы прописаны инвестором по условиям инвестирования... Власти, возможно, ждут, когда юридически можно будет вернуть городу его права на площадь...)
blaster2009
Sep. 1st, 2016 09:14 am (UTC)
О, значит эта махина на углу называется Энка-плаза... А котлован обещали сделать года через три-четыре, вроде правовые условия соблюдены, у кого-то там отобрали))) Будет подземный ТЦ, связанный с ТПУ, да еще с музеями и библиотеками)
liqe
Sep. 1st, 2016 10:00 am (UTC)
Сегодня в Москве незаконные постройки только сносят))
Если вы ругаете власть, то браните как следует, а то так не услышат.)))
tanafi
Sep. 1st, 2016 11:02 am (UTC)
Лучше бы котлован просто засыпали,а то высотку там отгрохают или еще что...
demouu1
Sep. 1st, 2016 12:07 pm (UTC)
Интересно было прочитать) Спасибо)
roman_glushkov
Sep. 1st, 2016 12:42 pm (UTC)
Я отсюда всегда въезжаю в Москву и выезжаю обратно - в аэропорт. Каждый год 14 лет уж как.
glamourzaebal
Sep. 1st, 2016 02:11 pm (UTC)
Самый чистый вокзал Москвы))))
vagant
Sep. 1st, 2016 02:56 pm (UTC)
Практически не бываю на этом вокзале!
shatff
Sep. 1st, 2016 05:58 pm (UTC)
Не раз бывал - но как-то не задумывался, почему он "Павелецкий")
oleghmel
Sep. 1st, 2016 10:15 pm (UTC)

Для меня старый советский вокзал - это начало летних каникул)))

rider3099
Sep. 2nd, 2016 04:46 am (UTC)
А здание вокзала красивое
kladez_zolota
Sep. 2nd, 2016 05:00 am (UTC)
Слышала, что в этом году стройка сдвинулась с мертвой точки.
anton_i_masha
Sep. 2nd, 2016 06:36 am (UTC)
Интересно сравнивать "тогда"/"сейчас")
irishka_shishka
Sep. 2nd, 2016 02:33 pm (UTC)
Здание очень красивое) Как там буду надо заехать:)
( 14 comments — Leave a comment )