Михаил (doc_chaev) wrote,
Михаил
doc_chaev

Categories:

Художник Константин Савицкий.

Константин Аполлонович Савицкий родился в Таганроге в семье военного врача.  Рано потеряв родителей, был отдан родственниками на воспитание в частный пансион при Лифляндской дворянской, по окончании которого в 1862 году, К. А. Савицкий поступил в Императорскую Академию художеств в класс исторической живописи. За время учёбы в Академии Савицкий был награждён семью медалями, а также  получал стипендию Императора Александра II. С 1872 г. стал выставляться на передвижных выставках. Считается, что это послужило основанием для того, чтобы не допустить художника к конкурсу на большую золотую медаль. Тем самым Савицкий был лишен возможности стать пенсионером Академии и отправиться за границу за казенный счет.
Вскоре после этого Савицкий заканчивает  "Ремонтные работы на железной дороге" (1874) - первое и одно из наиболее значительных своих произведений. Вслед за Репиным, своим однокашником, написавшим за год до того "Бурлаков", Савицкий в картине отражает не отдельный, пусть даже значимый, факт, а целое явление современной ему жизни. Показанная на III передвижной выставке, эта картина сделала имя автора широко известным и получила положительную оценку в среде художников и в прессе. П. М. Третьяков приобрел ее для своей галереи. После продажи картины молодой художник смог выехать во Францию, где уже жили его друзья - пенсионеры  И. Е. Репин и В. Д. Поленов.
В созданных им во Франции картинах - "Море в Нормандии (Рыбак в беде)" (1875)
"Путешественники в Оверни" (1876) - он в основном сосредоточился на передаче световоздушной среды. Последняя многофигурная композиция интересна как развернутая жанровая сцена, где с большой наблюдательностью переданы различные социальные типы.
После трагической гибели жены в феврале 1875 года (она покончила с собой) Савицкий возвращается в Россию , поселившись в Динабурге (Латвия), где создает несколько своих самых значительных произведений.  Картина "Встреча иконы" может рассматриваться как своеобразная параллель репинскому "Крестному ходу в Курской губернии" (1880-83). В сходных сюжетах оба художника представили огромное множество людей, толпу, показав различие характеров и состояний. Но в отличие от Репина, на грандиозном по замыслу полотне которого изображены представители практически всех сословий русского пореформенного общества, Савицкий дал в основном образы крестьян, но образы типичные и глубокие.
Над картиной "На войну" Савицкий начал работать в 1880 г., выполнил ее первый вариант, который впоследствии разрезал на части. Во втором варианте полотна (1888) художник стремился к решению новой задачи - созданию живописной эпопеи. Изображены проводы на войну, идут последние минуты прощания. Композиция строится из отдельных групп; каждая группа - семья, провожающая своего кормильца.

К этому же периоду относятся работы о преступном люде:  «Беглый»
И «Лихие люди».
В 1891 г. Савицкий переехал в Москву, где наряду с творческой работой занимался преподаванием . Но в полной мере талант Савицкого как организатора и педагога развернулся позднее, в Пензе (с 1897), где он стал директором вновь открытого художественного училища. Среди работ последнего периода наиболее интересны картины "В ожидании приговора суда»,
«Панихида в 9-й день на кладбище» в которых заметны поиски новых выразительных средств, близких к живописи художников молодого поколения.
К. А. Савицкий умер 31 января  1905 года. Похоронен на Митрофановском кладбище в Пензе.
Tags: художники
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments