?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Для большинства историков охота на ведьм - явление пусть и ужасающее, но вполне отвечающее общему строю суеверного, темного Средневековья.  А между тем известно, что большинство ведьм сгорело на кострах инквизиции отнюдь не в начальный период Средних веков. Гонения на колдуний набирало силу в Европе параллельно с развитием гуманизма и научного мировоззрения, то есть в эпоху Возрождения. На этот аргумент обычно отвечают, что это было  проявление развернувшейся в XVI-XVII веках феодально-католической реакции.  Между тем слуг дьявола вовсю жгли и в протестантских странах. А что если охота на ведьм XVI-XVII веков имело под собой иную основу?

Тут важно обратить внимание на предварительный этап всего пыточно-сжигательного процесса. Речь идет о поиске на теле ведьмы или колдуна так называемой "печати дьявола". Ее искали, сначала просто осматривая тело подозреваемого, а затем нанося уколы специальной иглой. Судья и палачи старались найти на обвиняемом места, отличающиеся от остальной поверхности кожи: пятна беловатого цвета, язвочки, небольшие вздутия, обладающие, как правило, настолько пониженной болевой чувствительностью, что они не ощущали укола иглы. Вот что говорит по данному поводу русский дореволюционный историк С. Тухолка в работе "Процессы о колдовстве в Западной Европе в 15-17 веках": "Еще до пытки колдунью подвергали операции отыскивания стигмата дьявола. Для этого пациенту завязывали глаза и вонзали в тело длинные иглы". Об этом же пишет и Я. Канторович в труде "Средневековые ведовские процессы", вышедшем в 1889 году: "Если у кого-нибудь на теле оказывались язвы или какие-нибудь следы, происхождение которых было неизвестно, то их приписывали дьяволу. Поэтому прежде всего обращались к испытанию иглой. Нередко такое, лишенное чувствительности место действительно находили на теле".  Отношение  демонологов  к ведовским знакам на теле было чрезвычайно серьезным. Один из первых, кто говорит в своих трудах о дьявольских отметинах, - теолог Ламберт Дано: "Нет ни одной ведьмы, на которую дьявол не поставил бы некую отметину или знак своей власти". Это мнение разделяли практически вce богословы и демонологи. Например, Питер Остерман в трактате, вышедшем в 1629 году, доказывал: "Еще не представало перед судом человека, который, имея клеймо, вел бы безупречный образ жизни, и ни один из осужденных за колдовство не был осужден без клейма". Такой же точки зрения придерживался и демонолог в короне - Яков I Стюарт. Этот неутомимый борец с ведьмами в трактате "Демонология" заявлял: "Никто не служит Сатане и не призывается к поклонению перед ним, не будучи отмечен его знаком. Клеймо - это самое высшее доказательство, гораздо более бесспорное, чем обвинения или даже признания".

В самом существовании на теле человека каких-то пятен или отметин нет ничего странного и чудесного. Но если признать, что рассказы о ведьминых знаках имеют под собой реальную основу, то следует задать вопрос: а не представляли ли  эти отметины признаков какого-то кожного заболевания? Действительно, почему бы не предположить, что подавляющая часть людей, обвиненных в ведовстве, имела общую для всех болезнь? И только одно заболевание подходит под все приведенные выше симптомы. Это лепра, или проказа, - и сегодня один из самых страшных недугов, а в Средневековье - настоящий бич Божий. Вот что говорит об этой болезни медицинская энциклопедия, изданная в 1979 году: "Начинается она обычно незаметно, иногда с общего недомогания и повышения температуры. Затем на коже появляются беловатые или красные пятна, на этих участках кожа становится нечувствительной к теплу и холоду, не ощущает прикосновения и боль". Не правда ли, картина болезни очень напоминает демонологические трактаты?  При дальнейшем развитии заболевания кожа начинает постепенно уплотняться, образуются язвы и узлы. Приведем еще одну цитату: "Иногда на не изменившейся коже появляются ограниченные лепроматозные инфильтраты в дерме (бугорки) или в гиподерме (узлы), которые могут сливаться в более или менее мощные конгломераты. Кожа под ними жирная, может отличаться шелушением, чувствительность вначале нормальная, позднее расстраивается и понижается в различной степени".
И, наконец, еще один аргумент, позволяющий отождествить проказу и "дьявольские отметины": по современным медицинским данным, "нарушение чувствительности в кожных поражениях наблюдается только при лепре и ни при каком другом кожном заболевании". Итак, с большой долей уверенности можно утверждать, что практически все колдуны и ведьмы, осужденные на смерть, были в той или иной стадии поражены проказой. Сам собой напрашивается и следующий вывод: в основе гонения на ведьм лежало стремление средневекового общества обезопасить себя от страшного заболевания, распространение которого в XV-XVII веках достигло своего апогея. Уничтожая прокаженных (мера, бесспорно, жестокая), Европа к концу ХVII века в какой-то степени справилась с эпидемией проказы. Но скорее всего проказа в то время могла рассматриваться и, вероятно, рассматривалась как признак одержимости дьявольской силой, и именно поэтому носителям этой болезни объявили беспощадную войну на уничтожение.
                 
Косвенным доказательством этой версии служит и локализация и периодичерсть ведовских процессов. Нельзя сказать, что ведьм преследовали регулярно и равномерно по всей территории Западной Европы. Скорее можно говорить о локальных и ограниченных во времени вспышках охоты на ведьм. В одном городке вовсю полыхают костры, а в других о ведьмах будто никто и не слышал - не потому ли, что острая борьба с ведьмами развертывалась в местах, наиболее пораженных проказой, и заканчивалась при уничтожении угрожающего числа прокаженных. Если предположить, что  истребители ведьм знали, с чем они на самом деле сражаются, то посчитаем логичным их стремление как можно тщательнее изолировать от общества обвиненных в колдовстве. Многие авторы  упоминают о том, что ведьмы содержались в особых, отдельных тюрьмах. Демонологи же в своих наставлениях предупреждают об опасности близкого контакта с ведьмами, а судьям рекомендуют при допросах избегать прикосновения колдуний. Конечно, наибольшая опасность заражения грозила прежде всего родственникам. Они же первыми могли заметить признаки страшного заболевания, и тогда страх за свою жизнь брал верх над любовью к ближнему. Недаром именно родственники часто (так говорят исторические документы) становились доносителями. Впрочем, даже такой шаг не отводил от них подозрения в приверженности ведовской заразе. Поэтому если хоть один из членов семьи был казнен по обвинению в колдовстве, то на всех остальных всю жизнь лежало подозрение. Иначе и быть не могло: инкубационный период лепры может составлять несколько лет, а следовательно, любой, кто общался с зараженным, внушал опасение. Нередко для подстраховки казнили всю семью разом.

Всегда вызывала наибольший ужас и рассматривалась как дикий фанатизм казнь обвиненных в колдовстве детей. В XV-XVII веках на костер возводили даже двухлетних. Пожалуй, наиболее шокирующий пример дает город Бамберг, где одновременно были преданы огню 22 девочки от 9 до 13 лет. Как уже говорилось, вера в колдовство характерна для всего человечества, однако массовое обвинение в колдовстве детей отличает лишь Западную Европу XV-XVII веков. Факт в пользу излагаемой гипотезы: проказа не разбирает возраста, а каждый зараженный, взрослый или ребенок, представляет опасность.Иногда, очень редко, с обвиняемого в колдовстве снимали обвинения. Но и после освобождения он оставался, по сути, отверженным, подвергаясь строжайшему карантину: ему запрещали входить в церковь или отводили в ней особое место; даже в собственном доме он жил изолированно. Вполне разумные предписания на случай возможной опасности заражения.
                       
Еще одно доказательство, подкрепляющее гипотезу, - стереотипный образ колдуньи, созданный народным сознанием. На костер всходили люди без различия пола, возраста, социального пoложения, любой мог быть обвинен в колдовстве. А вот описания типичной ведьмы оказались наиболее устойчивыми. Английский историк Р. Харт в работе "История ведовства" приводит свидетельства современников о том, как, по их мнению, выглядит типичная ведьма. Вот одно из них: "Они кривые и горбатые, на их лицах постоянно лежит печать меланхолии, повергающая в ужас всех окружающих. Их кожа покрыта какими-то пятнами. Старая, потрепанная жизнью карга, она ходит согнувшись дугой, с ввалившимися глазами, беззубая, с изборожденным ямами и морщинами лицом. Члены ее постоянно трясутся". В медицинской литературе именно так описывают больного лепрой на последних стадиях развития заболевания. Кроме того, сообщает медицинская энциклопедия, "в запущенных случаях выпадают брови, ушные мочки увеличиваются, выражение лица сильно изменяется, зрение слабеет до полной слепоты, голос становится хриплым". Типичная ведьма из сказки разговаривает охрипшим голосом и имеет длинный, резко выдающийся на лице нос. Это тоже неслучайно. При лепре "весьма часто поражается слизистая оболочка носа, что приводит к ее перфорации и деформации. Нередко развивается хронический фарингит, поражение гортани приводит к охриплости".

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
adis_71
Sep. 18th, 2016 12:00 pm (UTC)
ведьма у ме6гня тещва точсно )
qebedo
Sep. 18th, 2016 12:04 pm (UTC)
Вся беда лишь в том, что средневековая медицина снезапамятных времен была прекрасно знакома с проказой. Нет, не лечила и не умела - но диагностировала довольно точно, именно из-за белесых пятен, нечувствительных к боли (так граф Раймунд Триполийский узнал о том, что король Бодуэн IV Иерусалимский станет Прокаженным). Прокаженные жили в специальных колониях - лепрозориях, занимались легализованным попрошайничеством, и никто за ними не гонялся, чтобы сжечь и изгнать диавола...
doc_chaev
Sep. 18th, 2016 12:20 pm (UTC)
Спасибо, что читаете мой журнал.
vladimirdar
Sep. 18th, 2016 12:20 pm (UTC)
Любопытное исследование)
oleghmel
Sep. 18th, 2016 12:51 pm (UTC)

Мне кажется, тут скорее совпадение. Там ведь еще и вопрос имущества возникал. А его не уничтожали (что было бы логичнее в случае борьбы с болезнью), а конфисковывали.

vagant
Sep. 18th, 2016 02:34 pm (UTC)
Не знал о такой теории!
liqe
Sep. 18th, 2016 03:19 pm (UTC)
Для того чтобы получить обвинение в занятиях колдовством, достаточно просто быть красивой девушкой, или иметь наличие какого-либо телесного уродства. Самым главным поводом, чтобы оказаться в застенках святой инквизиции, мог быть обычный донос с обвинением в богохульстве, плохих словах о власти или же в поведении, вызывающем подозрение.
alexeymeeres
Sep. 18th, 2016 03:55 pm (UTC)
Церковь всячески пыталась придать страсти народа сжигать людей хоть какой-то вид, как-то обуздать. Не будь этого, народ бы сжег намного больше людей. Например церковь заявила, что ведьмы летают на метле, и что метла не может перенести больше чем 50 кг. Таким образом на площадях ставили весы и будущих ведьм взвешивали. Те, кто весил больше чем 50 кг оправдывались. Вторым таким способом обуздания были суды инквизиции. Суд дело тягомотное, людей сжигали, но намного меньше, чем просто так. Так что Церковь таким хитрым образом спасла многим жизни.
shatff
Sep. 18th, 2016 04:30 pm (UTC)
Версия правдоподобная...
tanafi
Sep. 18th, 2016 06:27 pm (UTC)
Кто знает,что там было,в средние века...
Но это было жестоко...
rider3099
Sep. 19th, 2016 12:03 am (UTC)
Фундаментальное исследование!
doc_chaev
Sep. 19th, 2016 06:55 am (UTC)
Но не моё.
kladez_zolota
Sep. 19th, 2016 03:48 am (UTC)
Логичное объяснение.
roman_glushkov
Sep. 19th, 2016 05:10 am (UTC)
Весьма хорошее недавнее кино, кстати, в тему: http://roman-glushkov.livejournal.com/154450.html?thread=2604882

doc_chaev
Sep. 19th, 2016 06:54 am (UTC)
Смотрел, неплохое.
galik_123
Sep. 20th, 2016 09:38 am (UTC)
Прочитала, но сильно сомневаюсь в этой теории...
( 16 comments — Leave a comment )