Михаил (doc_chaev) wrote,
Михаил
doc_chaev

Categories:

История Киевского вокзала.

Во второй половине XIX века одним из крупных железнодорожных акционерных обществ было «Общество Киевско-Воронежской железной дороги», у истоков которого стояли обрусевшие семейства фон Дервиз и фон Мекк. Сначала была проложена ветка от Курска до Киева, потом дорогу соединили с Воронежом, и в итоге было  решено продолжить путь к Москве через Брянск.  Совет Министров разрешил создаваемому обществу с лета 1895 года приступить к строительству магистрали. Соответственно понадобилось и здание вокзала в Москве.  Для этих целей район  Дорогомиловской заставы подходило как нельзя лучше. Здесь имелась масса свободных, не занятых капитальной застройкой земель: это были в основном огороды, дровяные склады, пустоши. Правление железной дороги обратилось к Московской Думе и получило согласие на застройку участка земли, известного под названием «Бережковские огороды».

К марту 1899 года станция практически была готова. Первое здание вокзала представляло собой вытянутую  унылую постройку с двумя подъездами провинциального вида. Ни одна станция в Москве не служила таким частым поводом для едких карикатур.  На открытках тех дней – это действительно маловыразительное деревянное здание длиной по фасаду в 45 сажен (общая площадь – 200 кв. сажен).
В 1912 году правление дороги смогло выделить средства на строительство нового здания вокзала. Разработка проекта была поручена архитектору И.И. Рербергу. Главный фасад с колоннами, задуманный в строгом стиле неоклассицизма, архитектор развернул к Москве-реке. Закладка нового вокзала состоялась буквально за два месяца до начала первой мировой войны — 28 мая 1914 года. Несмотря на трудности военного времени, здание возводилось строго в соответствии с проектом. Высокие двухсветные солнечные залы с колоннами ничем не напоминают прежний вокзальный коридор, куда с трудом протискивались приезжие с узлами и чемоданами. В архитектуре вокзального комплекса воплотилось переосмысление классицизма в традициях XX века.  Киевский вокзал стал олицетворением преемственности между античностью и новой эпохой, которая, по мнению современников Шухова и Рерберга, должна была стать веком "нового Ренессанса". Здание было нетипичным для архитектуры Москвы начала XX века, когда предпочтение отдавалось модерну.
Поезда, приходящие с юго-западного направления, подходят к вокзалу под параболическое покрытие над подъездными путями (высота 28 м, ширина пролета - 46 м, было модернизировано и увеличено перед Олимпиадой 1980 г.). Далеко видна башня высотой 51 м с часами, поставленная асимметрично зданию вокзала. Она украшена выразительными скульптурами орлов с распростертыми крыльями, так напоминающими тех, которые стоят на памятниках Бородинского поля. Фигуры на здании вокзала, олицетворяющие промышленность и сельское хозяйство юга, были сделаны из нового тогда материала - бетона - молодым скульптором С. С. Алешиным. Залы ожидания просторны (площадь центрального 900 кв м), их отделка соответствует стилю фасадов, в некоторых сохранилась настенная и плафонная живопись (художники И.И. Нивинский, Ф.И. Рерберг).


К зданию вокзала примыкает перронный зал, решение которого отличается простотой и конструктивной смелостью: огромное пространство над платформами перекрывают большепролётные остеклённые арочные конструкции (длина 321 м, ширина 47 м, высота 30 м), разработанные В.Г. Шуховым и выполненные фирмой Бари из ажурных металлических форм.

Строительство вокзала продолжалось несколько лет и было закончено уже после революции, в 1920 году. В 1934 году Брянский вокзал был переименован в Киевский. Новое название было связано с магистральным направлением железной дороги, а затем ассоциировалось с наименованием образованного в 1936 году административно-территориального района, куда вошло и Дорогомилово. В 1935 году был утвержден Генеральный план реконструкции Москвы, где было было записано: «Площадь Киевского вокзала расширяется до Дорогомиловской улицы, архитектурно оформляется с учетом ансамбля Москвы-реки». В 1937 году в Дорогомилово провели метро, (вторая линия в Москве). Около Киевского вокзала появилась станция «Киевская» (архитектор Д.Н.Чечулин).  В 1940-45 гг. с северной стороны был пристроен корпус с пригородным кассовым залом и вестибюлем станции метро «Киевская» (архитектор Д.Н. Чечулин).


К началу этого века уникальное перекрытие перрона пришло в полную негодность - 80 % коррозия. В 2003—2004 годах дебаркадер Киевского вокзала был перестроен по упрощённому проекту: 27 оригинальных клёпаных стальных арок перекрытий заменены сварными, оставлены только четыре клёпаные шуховские арки в торце перекрытия, примыкающем к зданию вокзала; вместо стекла в покрытии использован прозрачный поликарбонат. Внешний вид дебаркадера существенно не изменился.
Tags: история москвы
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments