?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эта история началась в 1856 г., когда было образовано общество Московско-Саратовской железной дороги. В 1863 г. общество  стало называться обществом Московско-Рязанской железной дороги. Первоначально была построена ветка до Коломны, подряд на которую получил Карл Фёдорович фон Мекк.  Строительство линии протяженностью 117 верст было закончено за два года.   Весной 1863 г. началось строительство участка от Коломны до Рязани, протяженностью в 80 верст. Концессию получило общество Московско-Рязанской железной дороги, во главе которого был П. Г. фон Дервиз, а подрядчиком тот же  фон Мекк. Первый, временный вокзал Рязанской дороги в Москве размещался в небольшом деревянном домике. Каменный вокзал появился лишь в 1864 году. Построил его архитектор М.Ю. Левестам. Он стал третьим вокзалом на Каланчевском поле. Небольшое здание Рязанского вокзала имело общую кровлю с дебаркадерным покрытием над путями и платформами. Над входом поднималась башенка с часами. Вокзал был тесен, неудобен и с архитектурной точки зрения не очень выразителен. До наших дней от всего вокзального комплекса того времени сохранилось лишь одноэтажное ажурное здание веерного депо, выполненное в итальянском стиле.

В 1893 году железную дорогу продлили до Казани, поток пассажиров значительно возрос. Необходимость нового вокзала стала очевидной. Правление дороги рассмотрело несколько проектов переустройства вокзального здания, однако даже наиболее удачный вариант имел серьезные недостатки и не был утвержден министерством.  Вскоре был объявлен конкурс на проект нового вокзала. Наиболее интересными из всех представленных на конкурс оказались три проекта: академика архитектуры Ф.О. Шехтеля, академика архитектуры А.В. Щусева и художника Е.Н. Фелейзера. Принципиальное отличие варианта, предложенного Щусевым, заключалось в том, что он перенес главные архитектурные формы с узкого Рязанского проезда на угол Каланчевской площади, "повернув тем самым всю композицию лицом в наиболее выгодную для города сторону". Во многом благодаря именно этому правление дороги и постановило 29 октября 1911 года строить новый вокзал по проекту Щусева. 12 ноября 1913 года после необходимых согласований проект был утвержден в МПС. Возглавил строительство сам архитектор.  Открыть новый Казанский вокзал предполагалось к 1 ноября 1916 года.


 Щусев задумал вокзал не только как функциональное здание, но и как произведение архитектуры, призванное украсить и Каланчевскую площадь, и Москву. Для росписи залов были приглашены выдающиеся художники: А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев, З.Е. Серебрякова, М.В. Добужинский, Н.К. Рерих, А.Е. Яковлев, И.А. Билибин, а позднее - Е.Е. Лансере. Однако не все из задуманного удалось осуществить. Началась первая мировая война, затем революция, гражданская война. В марте 1918 года все железные дороги РСФСР, в том числе и Московско-Казанская, были национализированы. Работы на стройке возобновились, хотя стройматериалов не хватало. В 1919 году, когда в главном корпусе смонтировали электроосвещение, состоялось открытие части вокзала. К июню 1922 года на Казанском вокзале были готовы новые пассажирские залы. Временный деревянный вокзал, прослуживший 10 лет, был сломан. Считается, что в 1926 году был завершен первый этап строительства, а в 1940 году - второй.



Еще в самом начале строительства Щусев настоял на устройстве часов с боем. Заказал для них в Петербурге бронзовые знаки зодиака, рисунки которых выполнил сам. Однако знаменитые вокзальные часы работы часового мастера В. Пушкарева были пущены только в 1923 году и работали до осени 1941 года, когда от разрыва фугасной бомбы колокол был сброшен. Водрузили его обратно лишь в 70-х годах.



Во второй половине ХХ века вокзал постоянно развивался и обновлялся. В 50-е годы был построен подземный зал для пригородных пассажиров, имеющий выход в метрополитен.


В 70-е годы началась крупномасштабная реконструкция вокзала, в ходе которой была увеличена его пропускная способность, и одновременно многое было сделано для реализации и восстановления архитектурно-художественного замысла А.В. Щусева. В 1990 году были построены новые залы ожидания, переходы от поездов к станциям метро и на Комсомольскую площадь. Подземный тоннель, соединяющий все три железнодорожных вокзала Комсомольской площади, стал самым протяженным в столице. Над платформами появилось уникальное крупнопролетное перекрытие площадью 17 тыc.кв. м . Завершилась реконструкция в 1997 году к 850-летию Москвы. На Новорязанской улице и Рязанском проезде выросли новые корпуса, сохраняющие общий стиль Казанского вокзала. Возводились они на основе сохранившихся чертежей архитектора Щусева.


Интерьеры залов тоже воссозданы близко к оригинальным.






Comments

( 25 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
doc_chaev
Oct. 27th, 2016 09:31 am (UTC)
Пожалуй соглашусь.
mr_fors
Oct. 27th, 2016 08:49 am (UTC)
Когда то часто на этот вокзал приезжал и отбывал с него. При мне построили универмаг "Московский" с нулевого цикла до открытия.
doc_chaev
Oct. 27th, 2016 09:29 am (UTC)
Я в детстве оттуда уезжал в деревню к бабушке (и приезжал). Раньше он был довольно замызганный и бестолковый. Но меня всегда поражали эти циклопические залы.
mr_fors
Oct. 27th, 2016 04:06 pm (UTC)
Восточный стиль, он такой нерациональный.
vladimirdar
Oct. 27th, 2016 09:21 am (UTC)
Интересная история вокзала и его возведения... Спасибо, Михаил!
doc_chaev
Oct. 27th, 2016 09:27 am (UTC)
Всегда рад!
blaster2009
Oct. 27th, 2016 09:28 am (UTC)
Красивый какой вокзал... эх, давно я там не был, хоть и езжу на дачу по Казанскому направлению.
doc_chaev
Oct. 27th, 2016 09:32 am (UTC)
Я тоже.
tanafi
Oct. 27th, 2016 12:08 pm (UTC)
Историческое место)
lav_and_a
Oct. 27th, 2016 12:51 pm (UTC)
Я в Москву приезжаю на этот вокзал, и он мне нравится)
vagant
Oct. 27th, 2016 01:13 pm (UTC)
Очень давно я не был на этом вокзале!
raven_yellow
Oct. 27th, 2016 02:05 pm (UTC)
Историю не знал, спасибо, Миш! Да и вокзал смутно помню, десятки лет на нем не был.
roman_glushkov
Oct. 27th, 2016 02:15 pm (UTC)
В далеком будущем, когда железные дороги исчезнут в принципе, наверняка станет музеем.
ladylubov
Oct. 27th, 2016 02:15 pm (UTC)
Я целый месяц путешествовала в октябре и была на многих вокзалах в Ростове на Дону, Аббакане, Красноярске, Чите, в Москве на 2х вокзалах и как мне понравился Казанский и не только красотой, хотя я это заметила, а своим удобством. Легко пойти к любой платформе и сесть в поезд, на других же с многочисленными, тяжелыми сумками, нам женщинам так трудно передвигаться , нужно либо спускаться и подниматься в тоннель, либо по мосту передвигаться и нет ската для сумок на колесах и чемоданов . А нужно все тащить на себе или нанимать носильщика в каждом городе.
taransv
Oct. 27th, 2016 02:45 pm (UTC)
Бывал я там, бывал.
alfo_6in
Oct. 27th, 2016 03:24 pm (UTC)
Познавательно!
luvida
Oct. 27th, 2016 03:24 pm (UTC)
Очень красивый вокзал. Да все вокзалы в Москве красивые)
anna_zagorskaya
Oct. 27th, 2016 04:09 pm (UTC)
Часы крутые)
shatff
Oct. 27th, 2016 05:49 pm (UTC)
Прочёл с интересом!..
rider3099
Oct. 28th, 2016 02:12 am (UTC)
Очень интересно! Красивый вокзал
kladez_zolota
Oct. 28th, 2016 08:00 am (UTC)
На Казанском вокзале бываю часто, а вот истории не знала )
rajskij_sad
Oct. 28th, 2016 11:51 am (UTC)
Спасибо за рассказ. Наш вокзал )))
galik_123
Oct. 28th, 2016 02:01 pm (UTC)
Сейчас выглядит шикарно! И мой любимый вокзал - много лет на дачу в Кратово с него ездила.
pupunia93
Oct. 29th, 2016 10:52 pm (UTC)
Красивое здание! )))
( 25 comments — Leave a comment )