?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

После премьеры «Свадьбы Фигаро» в Большом театре я отправился смотреть и слушать другого Фигаро в театр «Новая Опера», где этот спектакль с успехом идет уже с 2008 г. Поставил его, как водится приглашенный режиссер, австралиец Элайджей Мошински с британской постановочной командой. За это время нескллько раз сменились исполнители, но замысел постановщика выдерживается безусловно.



Немного об авторе. Россини родился в семье бедного оркестрового музыканта и провинциальной оперной певицы. Так что будущий композитор с детских лет уже был знаком с бытом и нравами, господствовавшими в итальянских оперных театрах.  В 1806 г. Россини поступил в Болонский музыкальный лицей. Там будущий композитор обучался игре на виолончели, скрипке и фортепиано,  теории и композиции музыки. Уже в самом начале творческого пути у Россини особенно ярко проявилась склонность к музыкальному театру. Первую оперу «Деметрио и Полибио» он написал в 14 лет. С 1810 г. композитор ежегодно сочиняет несколько опер разных жанров, постепенно приобретая известность в широких оперных кругах и завоевывая сцены самых крупных итальянских театров. 1813 г. стал переломным в оперном творчестве композитора, 2 поставленные в этом году сочинения — «Итальянка в Алжире» (onepa-buffa) и «Танкред» (героическая опера) — определили основные пути его дальнейшего творчества. Успех произведений был вызван не только превосходной музыкой, но и содержанием либретто, проникнутым патриотическими настроениями. Общественный резонанс, вызванный операми Россини, создание по просьбе патриотов Болоньи «Гимна независимости», а также участие в демонстрациях борцов за свободу Италии — все это привело к длительному негласному полицейскому надзору, который был установлен за композитором. После «Итальянки в Алжире» и «Танкреда» творчество Россини быстро идет в гору и уже через 3 года достигает одной из вершин. В начале 1816 г. в Риме состоялась премьера «Севильского цирюльника». Написанная всего за 20 дней, — эта опера стала не только высочайшим достижением комедийно-сатирического гения Россини, но и кульминационной точкой в почти столетнем развитии жанра оперы-buifa. В основу сюжета оперы «Севильский цирюльник или Тщетная предосторожность»  положена первая часть знаменитой трилогии Бомарше о Фигаро. Немало опер было написано на этот сюжет до Россини. Среди них, безусловно, самой популярной была опера Паизиелло. Успех ее был так велик, что решение Россини использовать тот же сюжет многие сочли дерзостью. Премьера оперы провалилась (Рим, театр "Арджентина", 20 февраля 1816 года). Сторонники Паизиелло организовали скандал, невиданный в истории оперного театра. Боясь быть освистанным темпераментной итальянской публикой, Россини спасся бегством после первого действия. Однако уже следующее представление, где присутствовала обычная, не предвзято настроенная публика, принесло новой опере заслуженный успех. Зрители даже устроили факельное шествие к дому Россини, который в этот раз, на всякий случай, не явился на постановку. Очень быстро «Севильского цирюльника» узнали в других европейских странах, в том числе России. До сегодняшнего дня это одна из самых репертуарных опер. Либретто оперы написал Чезаре Стербини. Оно заметно отличается от французского первоисточника. Иногда пишут о том, что политические тенденции пьесы Бомарше оказались в опере несколько сглаженными.  В опере, действительно, нет социальной сатиры французской комедии . Россини создал не антифеодальную сатиру, а типичную для итальянского театра комедию нравов.

Итересна история увертюры оперы. После первого исполнения она таинственым образом пропала (это было попурри из популярных испанских мелодий). Тогда Россини  достал старую увертюру для забытой оперы "Странный случай" и вставил ее в партитуру, где она оказалась очень к месту. Послушаем ее в исполнении Президентского оркестра Республики Беларусь.



В постановке "Новой оперы" действие перенесено в начало XX века ("Севильского цирюльника" хоть куда перености, все будет к месту).Площадь в Севилье на рассвете. Перед домом доктора Бартоло граф Альмавива с группой музыкантов поёт серенаду воспитаннице Бартоло Розине - "Ecco ridente in cielo" ("Скоро восток золотою ярко заблещет зарёю"). Никто не выходит на балкон. Появляется цирюльник Фигаро, старый знакомый графа ("Largo al factotum"; "Место! Раздайся шире, народ!"). Это асемирно знаменитая "Фигаро здесь, Фигаро там. Браво, брависсимо и т.д.). Исполнение мне понравилось.






На балкон выходит Розина и, тщетно удерживаемая Бартоло, бросает графу записку. Граф не хочет открывать своего высокого положения, и Фигаро советует ему назваться студентом Линдоро. Затем он даёт графу хитрый совет притвориться пьяным солдатом и потребовать в доме Бартоло постоялой квартиры и поет "All'idea di quel metallo" ( "Мысль одна - добыть металла").









Вторая сцена происходит в комнате Розины  в доме Бартоло. Розина жаждет передать записку Линдоро и поет не менее знаменитую арию "Una voce poco fa" ("В полуночной тишине").
"Сто разных хитростей, и непременно все будет так, как я хочу" - в русском переводе. Ненадолго появляется Фигаро, но быстро скрывается в соседней комнате, услышав шаги Бартоло.










Появляется Бартоло, который вынашивает планы своей женитьбы  на Розине, и начинает вынюхивать, кто здесь только-что был. Ведь недавно учитель музыки дон Базилио сообщил ему, что видел в городе Альмавиву,  воздыхателя Розины. Появляется и сам Базилио, который  советует  распустить клевету в отношение графа. Тоже знаменитая ария "La calunnia e un venticello" ("Клевета вначале сладко по цветочкам лишь порхает").








Парочка злодеев удаляется. Входит Фигаро, который подслушивал их разговор и Розине удаётся передать ему записку для Ландоро. Следует дуэт  "Dunque io son" ( "Это я? Ах, вот прелестно").












Следующая сцена в приемной доктора Бартоло. Сидят пациенты, ожидающие приема, снуют медсестры. Бартоло, который заметил, что Розина писала письмо,  разражается гневной арией "A un dottor della mia sorte" ( "Я недаром доктор зоркий"). Вваливается переодетый солдатом граф и поет "Ehi di casa" ( "Эй, квартиру для постоя").










Ему также удаётся передать записку Розине, но это не ускользает от внимания Бартоло. Поднимается суматоха, восстановить порядок прибегают солдаты, но граф тихо говорит своё имя офицеру, и тот его почтительно приветствует среди всеобщего удивления. Следует ансамбль "Сколько шума, крика, брани" и финал первого отделения.










Второе отделение начинается со сцене в кабинете Бартоло. Появляется молодой человек и называет себя доном Алонсо: он пришёл дать урок музыки Розине вместо заболевшего Базилио - дуэт "Pace e gioia sia con voi" ( "Будь над вами мир и радость"). Это снова переодетый граф. Фигаро бреет доктора, пытаясь завладеть ключом от комнаты Розины для будущего побега.









Внезапно появляется ничего не подозревавший дон Базилио. Фигаро убеждает его, что он очень плохо выглядит и должен немедленно лечь в постель. Во время урока музыки Бартоло начинают одолевать подозрения, наконец, он открывает правду и всех разгоняет. Старая служанка Берта рассуждает о глупой влюблённости хозяина "Il vecchiotto cerca moglie"  "Старичок решил жениться").









Бартоло, желая ускорить свадьбу, посылает за нотариусом. Розина, которую он убедил в обмане Линдоро, согласна выйти замуж за опекуна. Неожиданно появляются Фигаро и граф, открывающий своё подлинное имя. Розина счастлива (терцет "Ah, qual colpo inaspettato"; "Ах, я рада"). Влюблённые пытаются бежать, но оказывается, что Бартоло убрал лестницу, приставленную к окну.









Ничего страшного, успокаивает их Фигаро, вот как раз нотариус и Базилио в качестве свидетеля. Брачный контракт немедленно подписывается Розиной и Альмавивой. Когда Бартоло возвращается со стражей, дело уже сделано. Старик, впрочем, утешается тем, что Альмавива отказывается от приданного Розины. Фигаро уходит: он сделал всё, что мог - ансамбль с хором "Di si felice innesto" ( "Заботы и волненья и свадьба в заключенье"). При написании поста автор пользовался материалами книги Генри У. Саймона "Сто великих лпер и их сюжеты".  В заключение хотел сказать следующее. Это две замечательные оперы, слушая которые получаешь огромное удовольствие. "Севильский цирюльник" более попсовый и содержит много шлягеров (если можно так выразиться), да и постановка очень адекватная. А вообще то здорово, что в Москве так развито оперное искусство: Большой театр, Новая опера, Музыкальный театр им.Станиславского и Немировича-Данченко, Геликон-Опера. Все в оперу, друзья!

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
shatff
May. 14th, 2015 06:03 pm (UTC)
Увлекательно!..
Добрый вечер!

Edited at 2015-05-14 06:04 pm (UTC)
galik_123
May. 15th, 2015 01:51 pm (UTC)
С удовольствием прочитала Ваши оперные посты, спасибо! Значительно интереснее, чем читать содержание в программке.
doc_chaev
May. 15th, 2015 02:36 pm (UTC)
Спасибо, приятно слышать.
( 3 comments — Leave a comment )