?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Свою историю Белорусский вокзал ведет со второй половины девятнадцатого века. Развитие торговли в западной части империи подстегнуло прокладку железнодорожных путей от Москвы к Смоленску, и далее на Брест и Варшаву. Первоначальное название железной дороги этого направления – Московско-Смоленская. Исследование местности, по которой должна была пройти дорога, проводились на деньги Смоленского земства. Не остались в стороне от финансирования и московские промышленники и торговцы. Денег на новый проект хватало. В 1868 году было получено разрешение от императора Александра II на начало работ по прокладке железной дороги на Смоленск. Осталось только определиться с местом под будущий вокзал. Место у Тверской заставы выбрано не случайно. Во-первых, она была расположена недалеко от Москвы и была удобно сориентирована на западное направление. Во-вторых, эти окрестные московские земли в основном пустовали и для будущего строительства не требовалось больших средств на отчуждение имущества у других лиц. Все расходы по выкупу места под вокзал обошлись в 50 тысяч рублей.

Надо отметить, что  местоположение нового вокзала несло и символический смысл. Здесь  были возведены Триумфальные ворота  в 1827 году по проекту архитектора О.И. Бове вместо деревянных, сооруженных в 1814 году в честь победы над французским императором Наполеоном I. Ворота оформляли торжественный въезд в город и стояли в центре площади Тверской заставы, откуда начиналась дорога на Петербург. В 1936 они были разобраны, в 1966-м воссозданы на Кутузовском проспекте, около Музея-панорамы «Бородинская битва». Часть подлинных фрагментов Триумфальной арки до сих пор находится в Музее архитектуры и в Донском монастыре.



В апреле 1869 года строительство Смоленского, будущего Белорусского, вокзала началось. Руководство работами поручили статскому советнику Михаилу Немчинову, владельцу кирпичных заводов и крупному предпринимателю (его фамилия увековечена в названии станция Немчиновка). 19 сентябре 1870 года, 19  состоялись торжества по случаю начало регулярного движения на Московско-Смоленской железной дороге. Здание вокзала получило хорошие отзывы у прессы и граждан. В 1871 году железная дорога была продлена от Смоленска до Бреста и вокзал переименовывают в Брестский.


Весной 1896 году в Москве намечалось провести коронацию Николая II, который должен был прибыть из Санкт-Петербурга на Брестский вокзал. Для встречи российского самодержца было решено построить Императорский павильон в правом крыле железнодорожного вокзала. Работу поручили архитектору Кекушеву. Зодчий потрудился на славу и вскоре здесь вырос деревянный терем удивительной красоты. Сооружение выстроили в псевдорусском стиле, а внутреннее убранство поражало богатством и изысканностью ( 1908 году эта пристройка, служившая после коронации Николая II как зал приемов высокопоставленных лиц, была снесена по причине строительства нового здания вокзала).


В девяностых годах XIX столетия дорога из однопутной стала двухпутной, а платформа на вокзале оставалась одна. Не хватало помещений для размещения пассажиров. На основании этого, в 1898 году было отправлено прошение в имперское управление МПС с просьбой о выделении денег на реконструкцию и расширение вокзала. Просьбу удовлетворили лишь в 1907 году, когда и начались работы по возведению нового здания Брестского вокзала. Архитектором проекта стал И. Струков. В руководстве строительными работами принимал участие генерал Фёдор Мец, военный инженер и к тому времени начальник Московско-Брестской железной дороги.



 Будущее здание вокзала должно было состоять из сопряженных под тупым углом двух корпусов. Поэтому работы велись поэтапно. Сначала было сдано правое крыло, в котором находилась двухэтажная угловая часть, предназначенная для царских особ. Ее так и называли – Царский угол. Из четырех вновь построенных платформ, крайняя также была предназначена для обслуживания императорской семьи. Торжества по случаю сдачи первой очереди вокзала прошли 25 мая 1910 года. Вторую очередь освятили по случаю окончания строительства уже в феврале 1912 года. Новый вокзал отстроили в  стиле эелектики, широко используя элементы как ложной готики, так и ампира. Широкое применение в строительстве получили металл и бетон.  Главный фасад украсили картушами, представляющими собой щиты с изображением эмблемы Московско-Брестской железной дороги. Башенки с флагштоками нависали над четырьмя входами, ведущими в пассажирские залы.  Кассы и телеграф представляли собой все новшества той эпохи. Интересно , что именно на этом вокзале, впервые в Москве, железнодорожные билеты заполняли не от руки, а использовали специальные аппараты.



Само здание увеличило свои площади более чем в три раза, по сравнению с предыдущей постройкой. Торжества по случаю открытия нового здания Брестского вокзала совпадали с годом празднования столетия победы над войсками Наполеона. В память об этих событиях было решено именовать железную дорогу Александровской, а сам вокзал стал Александровским ( в память об императоре-победителе Александре I). Первая мировая возвела Александровский вокзал в статус прифронтового. Именно отсюда уходили эшелоны с военными на западный фронт, а обратно прибывали в Москву составы с раненными. Военная значимость железнодорожного вокзала не уменьшилась и в годы Отечественной войны 1941-1945 годов. Именно сюда в 1945 году приходили эшелоны с солдатами-победителями.


 Реорганизация железнодорожного сообщения Советского Союза в 1936 году закрепила за вокзалом нынешнее название – Белорусский вокзал.Последняя реконструкция вокзала была проведена в 2007-2009 году компанией Аэроэкспресс для улучшения транспортного сообщения с аэропортом Шереметьево и качественного обслуживания авиа- и железнодорожных пассажиров. Работы были проведены на высоком уровне и, что самое главное, с сохранением исторического вида всего комплекса Белорусского вокзала.



Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
oleghmel
Nov. 9th, 2016 10:34 am (UTC)
С интересом прочитал
liqe
Nov. 9th, 2016 10:52 am (UTC)
Отличная статья, с удовольствием прочел, а вот арку жалко.
doc_chaev
Nov. 9th, 2016 11:57 am (UTC)
Её переместили дальше на запад и, кстати пару лет назад отлично реставрировали. Она и на новом месте мешает автомобильному движению.
feya_greze
Nov. 9th, 2016 11:06 am (UTC)
Спасибо.
Я выросла здесь, мой дом в трех минутах пешком от вокзала.
amarok_man
Nov. 9th, 2016 11:21 am (UTC)
+++ ! Отлично рассказано ! Спасибо !
mr_fors
Nov. 9th, 2016 11:23 am (UTC)
Архитектурное наследие, имеющее прикладное значение до сих пор.
raven_yellow
Nov. 9th, 2016 12:35 pm (UTC)
Спасибо, интересно! Я когда-то работал рядом и постоянно проезжал мимо вокзала, а ничего про него не знал.
roman_glushkov
Nov. 9th, 2016 12:38 pm (UTC)
Единственный вокзал Москвы, где я ни разу не был.
vagant
Nov. 9th, 2016 01:26 pm (UTC)
Даже не предполагал, что платформа "Немчиновка" названа в честь конкретного человека!
k_o_s_t_j_a
Nov. 9th, 2016 01:32 pm (UTC)
Интересно!
eho_2013
Nov. 9th, 2016 01:56 pm (UTC)
Хорошо иллюстрации подобрали, Михаил)))
doc_chaev
Nov. 9th, 2016 02:27 pm (UTC)
Спасибо, Елена!
anna_zagorskaya
Nov. 9th, 2016 01:58 pm (UTC)
Площадь увеличилась в 3 раза - неудивительно)
Численность населения за эти годы вообще раз в 10)
skrust
Nov. 9th, 2016 02:15 pm (UTC)
как много с ним связано! )
vladimirdar
Nov. 9th, 2016 03:34 pm (UTC)
Очень интересно! Жалко Кекушевский павильон!
pinup_sss
Nov. 9th, 2016 03:34 pm (UTC)
Очень по-московски: построили, снесли, расширили...
pro100_mica
Nov. 9th, 2016 04:47 pm (UTC)
В 70-80 годах ежегодно ездила с него сначала в Германию, потом в Калининград и обратно. Красивое строение)
luvida
Nov. 9th, 2016 04:51 pm (UTC)
Красивый вокзал, мы часто мимо него ездим)
anton_i_masha
Nov. 9th, 2016 05:19 pm (UTC)
Интересно почитать)
shatff
Nov. 9th, 2016 05:38 pm (UTC)
Интереснейшая история...
tanafi
Nov. 9th, 2016 06:10 pm (UTC)
Неплохо сохранилось)
galik_123
Nov. 9th, 2016 07:25 pm (UTC)
Спасибо, этот вокзал особенно люблю! Больше всего, начиная с самого детства, ездила с него - как раз в Смоленск.
rider3099
Nov. 10th, 2016 04:17 am (UTC)
С удовольствием прочитала, интересно
ravik
Nov. 10th, 2016 05:11 am (UTC)
Доброго утра! Прекрасного дня! Отличного настроения!
kladez_zolota
Nov. 10th, 2016 06:03 am (UTC)
Мне не нравится Белорусский вокзал, внутри как-то неудобно.
medvedeva_life
Nov. 10th, 2016 06:46 am (UTC)
Вокзалы интересно рассматривать. Была в этом году лето в Питере. Ездила в Выборг. С одной стороны, ни чем не примечательный вокзал, а с другой - особенный. Ну, для меня в каждом городе вокзал особенный. Люблю рассматривать.
( 26 comments — Leave a comment )

Profile

doc_chaev
Михаил

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow