Михаил (doc_chaev) wrote,
Михаил
doc_chaev

Category:

Художник Василий Максимов.

Максимов Василий Максимович родился в 1844 г. в крестьянской семье. Рано лишившись родителей, был отдан в учение в иконописную мастерскую, где получил первые уроки живописи. В 1863 г. Максимов поступил в Петербургскую Академию Художеств вольнослушателем.  Пройдя весь академический курс за три года, художник отказался от конкурса на большую золотую медаль, как некогда отказалась группа «четырнадцати» во главе с И. Н. Крамским.  «Я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя», — говорил он.
Получив в 1866 г. звание классного художника 3-й степени, Максимов отправился в деревню Шубино Тверской губернии, в имение Голенищевых-Кутузовых, на должность домашнего учителя рисования. Летом того же года он совершил поездку но Волге, которая оставила массу ярких впечатлений.





Одно из первых его произведений «Бабушкины сказки» (1867) было представлено на выставке передвижников, имела успех. была премирована и тогда же куплена Третьяковым для его галереи.



Наиболее полно талант Максимова раскрылся в картине «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875). Это эпическое полотно из народной жизни, с обилием персонажей,  отмечено глубоким знанием деревенского быта.  Сами крестьяне, позировавшие Максимову, говорили ему: «Ты наш, если и напишешь, то не для смеху».



В картине «Больной муж» (1881) художник продолжил близкую для него тему, изобразив больного деревенского мужика па лежанке, в избе, где у икон склонилась скорбная женская фигурка.



В эти годы Максимов создал целую серию картин, посвященных жизни бедняков, тяжелой крестьянской доле: «Бедный ужин» (1879),



«Аукцион за недоимки» (1880),




«Слепой хозяин» (1884),



«У своей полосы» (1891).
                           
О подобных работах художника И. Н. Крамской сказал: «Да, да, сам народ написал свою картину. < …> Вот, жанристы, у кого учитесь». Атмосферу пореформенной деревни, разложение патриархального быта показал Максимов в произведении «Семейный раздел» (1876), изобразив дележ имущества между двумя братьями. Корыстолюбие и алчность, с одной стороны, и беззащитность и кротость — с другой. Эта вечная тема особенно сильно выразилась в женских образах: обездоленную и обманутую младшую невестку, в чьем облике сказалась традиция поэтических женских типов Венецианова, художник противопоставил жадной и вздорной жене старшего брата. «Кремень передвижничества», «самый несокрушимый камень его основания» — так называл Максимова И. Е. Репин.



Участник I передвижной выставки, единогласно принятый в ноябре 1872 г. в ряды товарищества передвижников, художник все свое творчество посвятил изображению народа. Среди значительных произведений Максимова стоит несколько особняком от центральной темы его творчества картина «Всё в прошлом» (1889). Проникнутая ностальгией по ушедшим временам, она продолжает мотив тургеневских вымирающих «дворянских гнезд». Картина имела большой успех и много раз была повторена художником.



Художник еще несколько раз «отходил от «крестьянской темы» в таких картинах как «Метеринство»(1871г.)



«С дипломом» (1866 г.)



«Шитье приданного (1866 г.)




Последние два десятилетия жизни Максимова оказались полны горькой нужды и лишений. Переживший свои темы (на смену передвижникам пришли художники новых направлений), он почти не находил покупателей и заказчиков; по-прежнему писал сюжеты из крестьянского быта, а незадолго до смерти начал картину «Прощеное воскресенье», но не закончил ее. Бедность, истощение, болезни свели художника в могилу. Умер он в 1911 году.
Tags: художники
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments