?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Непосредственной причиной написания этого поста явился фильм «Уильям Тёрнер» (англ. Mr. Turner)  английского режиссёра Майка Ли. Фильм участвовал в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля 2014 года , где исполнитель главной роли Тимоти Сполл был удостоен главного актёрского приза. Фильм был крайне высоко принят мировой кинопрессой, а у меня вызвал недоумение. У меня такое впечатление, что в первую очередь режиссер был озобочен собственной карьерой, а не творчеством Тернера. Как было можно, выдернув кусок жизни персонажа и не прибегая к ретроспективам, адекватно отразить такое явление как Уильям Тернер, которого сами англичане считают национальным достоянием. Да еще в таком пошлом, шаржированном виде. Я понимаю, если бы это был десятый по счету фильм про Тернера - тогда да, свой взгляд и т.п. Вот так искажается истории жизни великих людей. Большинство людей теперь будут представлять себе Тернера, как хамоватого барбоса-англичанина, вечно куда-то идущего с сумкой и зонтиком. Майк Ли конечно формально расставил все точки (вернее мазки): родители, покровители, женщины, дети. И характер передан правильно: смесь практичности и деловой хватки, унаследованные от отца, с одержимостью искусством на грани безумия (наследие матери). Но где же творчество? Где национальное достояние?


Уильям Тернер родился 23 апреля 1775 года в семье лондонских кокни. И это говорит о многом. Читать, писать и считать его выучили в бесплатной школе и этого было достаточно, чтобы влиться в жизнь родного Ковент-Гардена. Но возникли обстоятельства: мальчик очень хотел рисовать. И вряд ли родители, цирюльник и дочь мясника, стали бы потокать ему в этом увлечении, если бы маленький Тернер не продемонстрировал практическую сторону своих способностей. Он выручил деньги за раскраску гравюр в фундаментальном издании "Древности Англии и Уэлса". Самые первые рисунки Тернерв датируются 1787 годом - подражания на тему замков, мостов и развалин. Папа Тернера их сразу выставлял в своей цирюльне за несколько грошей. Потом Уильям пристроился к архитектору Томасу Хардвику и четыре года, по-существу занимался архитектурным рисунком. Одновременно он посещал уроки Томаса Мэлтона, театрального художника. Это позволило ему поступить в школу при Королевской академии художеств, президентом которой в то время был Джошуа Рэйнольдс. Учебу совмещал с работой в театре "Пантеон". Осенью 1791 г. он отправился на каникулы в Бристоль, гле жил приятель отца, где шокировал все его семейство своими манерами - "он был совсем не похож на обычных молодых людей, держался особняком, много молчал, не желал дружить и появляться в обществе, а интересовался одним рисованием". После каникул его перевели в натурный класс, где он несколько лет рисовал обнаженную натуру. Но главный его интерес лежал в иной плоскости - пейзажного рисунка и акварели, за что в 1973 г. ему присудили медаль "Greater Silver Pallet". Работы стали покупать. Он много путешествует по Англии, выискивая живописные развалины. К  этому периоду творчества относятся замечательные акварели.

        "Старый лондонский мост" (1794 г.)
         

        "Дуврский порт"(1796 г.)
         

          "Уэльский мост в Шроусбери"(1796 г).
           

                            "Ландафальский собор. Западный фасад" (1796 г.).
                             

        "Вид на Темзу в Ричмонд Хилле" (1794).
         

В 1796 г. Тернер наконец обращается к живописи. Первая картина маслом "Рыбаки в море", результат  путешествия на остров Уайт. Полотно купили за 10 фунтов.

         

После участия во второй выставке приходит признание - хвалебные отзывы в "Морнинг Пост" и "Кроникл". Тернера провозглашают молодым дарованием. Вскоре Тернер отправляется на север Англии, имея заказ от журнала "Копперплэйст Мэгэзин", где обследует все монастыри, часовни и их развалины. В Лондон он вернулся с материалом для 9 картин, некоторые из которых на следующий год (1798 г.) он выставил в Академии. Вот одна из них -
"Озеро Баттермир, с видом на Кромакуотер в Камберленде. Ливень."

         

В эти годы Тернер дружил с семьей Джона Денби, композтора и органиста, его знакомого по театру "Пантеон". Джон Денби умер весной 1798 года, оставив  четырех дочерей. Вскоре Тернер сошелся с его вдовой, Сарой, но эту связь никак не оформлял. Можнт быть, потому что в это время у его матери прогрессирует душевная болезнь и в итоге ее помещают в сумвсшедший дом. Тернер знакомится с творчеством Клода Лоррена и становится его горячим поклонником. Рассказывали, что увидев картину Лоррена "Отплытие царицы Савской", Тернер расплакался - "я никогда не сумею написать ничего подобного". В 1799 г. Тернера избирают кандидатом в члены Академии художеств. Его статус повышается. Тернер переезжает в новый оеспектабельный дом, где скоро к нему присоединяется отец, помогая сыну в чем только мог. Сожительство с Сарой Денби тоже дало свои плоды - дочерей Эвелину и Джорджину. В это время Тернер выглядел так. Портрет 24-днтнего Тернера нарисовал Джордж Дэнс-младший весной 1798 г. и явно ему польстил. Описывая его внешность, один из современников охарактеризовал его как “странное создание Божие”, а другой засвидетельствовал, что он “кто угодно, но не красавец”. У него были кривые ноги и большие ступни. В поздние годы его сравнивали то с моряком, то с крестьянином, то с извозчиком.
                                       

Это пыл период максимального подъема его карьеры с точки зрения истеблишмента. Он ежегодно выставляет на выставках Академии по несколько картин, которые вызывают восторг публики и коллег. "Пятая казнь египетская" (1800 г.).

           

"Голландская лодка в бурю" (1801 г.), про которую Бенджамин Уэст, крупнейший исторический живописец того времени, сказал: "Рембрандт хотел бы так писать, если б мог".

           

Наконец в 1802 г. Тернера избирают действительным членом Академии. Его сравнивают с Рембрандтом, Лорреном и Гейнсборро. И тут Тернера понесло. Когда ему намекнули, что неплохо было бы поблагодарить собратьев-академиков за избрание. он ответил: "С какой стати бдагодарить за то, что человек выполнил свой простейший долг". И продолжал хамить коллегам до конца жизни. Тем же летом Тернер впервые отправляется за границу. Франция - Италия - Швейцария. Результат странствий был предъявлен на выставку 1803 г. Наибольший резонанс вызвала картина "Мол в Кале: французские рыбаки готовятся к выходу в море, английский корабль причаливает". В работе отразились впечатления, связанные с прибытием в порт Кале. Из-за шторма корабль не мог пришвартоваться и Тёрнер пересел в шлюпку. что чуть не закончилось трагедией. А вообще-то очень напоминает "Голландскую лодку".

         

 Весною 1804 г., вскоре после смерти матери в сумасшедшем доме, Тернер открывает собственную галерею, а точнее вывешивает непроданные картины в зале на втором этаже своего дома. Там гости могли слоняться, болтать, выпивать и иногда покупать картины (а стоили они к этому времени уже прилично). В следующем году Тернер осваивает технику эстампа по названием "меццо-тинто". Теперь оттискт с картин можно было продовать вдвое дороже. Первый оттиск он сделал со своей знаменитой картины того же года "Кораблекрушение".

         

Тернер снял домик на берегу Темзы, недалеко от Ричмонда и много времени проводил там, продолжая совершенствоваться как маринист. В 1806 г. он показал публике давно вынашиваемое творение "Трафальгарская битва".

         

В это время Тернер начинает выпуск цикла пейзажных альбомов "Liber Studiorium", идею которого ему подсказал друг-художние У.Ф.Уэллс. В этом предприятии Тернер показал себя хорошим бизнессменом. На основе его рисунков граверы делали доски и передавали их а типографию. Тернер контролировал все стадии процесса. Гравюры были сгруппированы по тематическим разделам: живопись архитектурная, историческая, пасторальная (мифологическая и бытовая), пейзажи морские и горные – охват если не полный, то очень широкий, что еще раз говорит о рвении Тёрнера продвигаться вперед, занимая всё новые и новые художественные территории.  На протяжении нескольких лет он выпустил 14 альбомов с 71 гравюрой. Вот например "Вид на восточные ворота".

         

На очередной выставке в 1807 г. Тернер выставляет "Солнце встает в тумане", которое вызвало море восторгов и принесло ему звание "профессор перспективы", к выполнению обязанностей которого он потом долго не мог приступить.

         

Тернер стал знаменитым. Его зовут к себе аристократы, на что тот охотно откликается в наднжде получить заказ. С некоторыми он установил длительные дружеские отношения. Одним из них был лорд Эгремонт, который картин не заказывал, но позволял гостить без оганичений.Другой - Уолтор Фокс, член Палаты общин, оборудовавший специально для Тернера аппартаменты с мастерской. Как то Фокс попросил художника нарисовать военный корабль и потом вспоминал: “Он начал с того, что залил жидкой краской бумагу, пока та насквозь не промокла, и в каком-то исступлении принялся рвать, скрести и тереть, и всё это выглядело как хаотические движения наобум, – но понемногу и словно по волшебству нам явился чудесный корабль со всеми его мельчайшими деталями, и к обеду рисунок был с триумфом закончен”. Хорошо иллюстрирует методику работы Тернера. В это же время в жизнь Тернера вошла Ханна Денби, 24-летняя племянница Сары Денби, которая преданно служила ему до самой смерти, ведя всу хозяйство. Поговаривали, что с художником ее связывали не только платонические чувства. Во всяком случае, с Сарой Денби к этому времени было покончено. Тернер спроектировал и построил себе домик в Туикнеме -"Сэндиком-Лодж", куда и перебрался вместе с отцом.

                         

Тернера начинают одлевать болезни - "тошнота, бессилие, озноб, жар, головная боль, черные точки перед глазами". Несмотря на это, художник продолжает работать и выставляться на ежегодных выставках Академии. По-прежнему публика и критики к нему благосклонны. "Тернер превзошел все, что мы могли ожидать от его таланта" -  газетный отзыв того времени на его картину "Меркурий и Герса" (1811 г.).

                               

"Снежная буря.Переход Ганнибала через Альпы" (1812 г.) Картина получила высокую оценку профессионального сообщества, критиков и художников, назвавших ее шедевром. Крэбб Робинсон записал в своем дневнике, что “это самый изумительный пейзаж из всех, что я когда-либо видел… Я никогда этого не забуду”. Известный художник Джон Флаксмен проявил несколько меньше энтузиазма, назвав картину “лучшей работой на выставке”.

                 

                  "Морозное утро" (1813 г.). Тернер сначала не собирался ничего давать на выставку 1813 г. из-за нападок Сэра Джордж Бомонт, коллекционера и художника-любителя, которого прочили в Президенты Академии. Тот пришел к выводу, что Тёрнер пагубно влияет на английскую живопись, и, обладая определенным весом в художественной среде, с пафосом стал разоблачать перед миром прегрешения Тёрнера. Он заявил, что тот “как никто другой из художников нанес огромный вред вкусу”. Обвинил также, не без оснований, в “постоянном стремлении к экстраординарности”.

                 

"Дидона строит Карфаген.Расцвет Карфагенской империи " (1814 г.).” Позже Тёрнер признался, что считает эту работу своим шедевром, и, по слухам, отклонил сумму в пять тысяч гиней, которую за нее предложили. Художник определенно хотел, чтобы она осталась народу вместе с “семьей” его самых бесценных творений.
                 

Тернер продолжает путешествовать по Англии. Итог путешествий в западные графства был представлен в Королевской академии в 1815 г., когда перед публикой сняли покрывало с “Переправы через ручей”. Идиллическая сцена происходит на итальянистом вроде бы фоне, но по сути это опять же река Теймар в Девоне. Одна девушка сидит на берегу, другая бредет к другому берегу, но особую мощь действию придает присутствие огромных деревьев, которые девушек осеняют; мир природы и мир человека трактуются как священные. Это произведение огромной глубины и величия отчетливо восходит к Лоррену. Как  "Дидону" и "Морозное утро" Тернер не хотел расставаться этой картиной и никому ее не продал.

                                   

 Тёрнер участвовал в рутинных делах академии, посещая заседания, присутствуя на обедах, проводя выборы и выдавая премии одаренным студентам. Кроме того, его назначили инспектором натурного класса. Один из учеников Тёрнера вспоминал, что его особенностью было “пробормотать что-то невнятное, взмахнуть рукой, ткнуть ученика в бок, в то же время показывая на какой-то кусок его рисунка, но так ничего и не сказать, кроме “гм!” или “зачем это?”. И все-таки недостаток, который он отмечал, изъян, который нужно поправить, был там, и ты мог хотя бы его увидеть; и если, выйдя из изумления, ты умудрялся понять, что учитель имел в виду, то, подойдя в следующий раз, он мог тебя поздравить и указать на что-нибудь еще; если же нет, отходил с недовольным рыком, или же хватался за твой карандаш, или же широким своим большим пальцем вмиг прояснял, в чем твоя вина”. В 1816 г. Тернер он выставил в академии всего одно полотно, но зато оно вызвало много похвал. “Падение Карфагена” – полное название вообще-то в пятьдесят одну букву. Увидев эту картину, один из критиков заявил, что необходимо основать Национальную галерею, в которой такие полотна могли бы висеть рядом с шедеврами старых мастеров. К этому времени Тёрнеру удалось наконец покорить олимп исторической живописи.

           

В августе 1819 г. Тернер отправляется во второе свое заграничное путешествие, начинается новый этап его жизни. (Продолжение следует).

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
roman_glushkov
May. 22nd, 2015 03:00 pm (UTC)
Тимоти Сполл - воистину величайший современный британский актер. Его лучшим фильмом лично я считаю вот этот маленький и малоизвестный в России шедевр (сабж не видел, поэтому судить его не берусь): http://roman-glushkov.livejournal.com/109171.html
doc_chaev
May. 25th, 2015 06:13 pm (UTC)
Сейчас, когда дописал этот тяжелый пост и посмотрел "Последний палач", соглашусь.
shatff
May. 22nd, 2015 05:44 pm (UTC)
Фильма не видел... а картины Тёрнера всегда впечатляли...
chemodur
May. 22nd, 2015 06:54 pm (UTC)
Спасибо за пост))) Очень интересно)))Зачиталась)))
judge_driss
May. 22nd, 2015 10:10 pm (UTC)
Добрый вечер! Как ваше настроение?)
galik_123
May. 23rd, 2015 01:29 pm (UTC)
Вы меня огорчили - собиралась смотреть этот фильм, а теперь опасаюсь. Ведь Тёрнер - великий художник. А за рассказ спасибо!
doc_chaev
May. 23rd, 2015 02:11 pm (UTC)
Дочитайте до конца все три части и тогда смотрите.
galik_123
May. 23rd, 2015 03:49 pm (UTC)
Обязательно все прочитаю.
misterleks
May. 25th, 2015 06:00 am (UTC)
Некоторые картины впечатлили, как будто с душой.
marinagra
May. 25th, 2015 02:21 pm (UTC)
С некоторым смущением: я это фильм как-то пропустила, вообще не очень люблю фильмы о великих людях, уж не знаю почему, из этих попыток воплотить в кино жизнь художника, ничего хорошего обычно не получается. Но может это и к лучшему, что я не смотрела, после прочтения поста захотелось посмотреть и сравнить впечатления) Физиономия Тёрнера из фильма не особенно симпатичная, а представленная галерея произведений и рассказ очень понравились. Сжились Вы, Михаил, с Тёрнером, великим художником, который далеко обогнал свое время. Я когда вижу дату написания его картин, особенно поздних, каждый раз поражаюсь - перешагнул художник через столетие!
doc_chaev
May. 25th, 2015 06:16 pm (UTC)
Тяжелый был пост, но делал с удовольствием. Практически ничего не знал о Тернере до этого. Эрудиция растет с пугающей быстротой.
marinagra
May. 26th, 2015 07:16 pm (UTC)
Так это же замечательно)
( 12 comments — Leave a comment )