Михаил (doc_chaev) wrote,
Михаил
doc_chaev

Category:

50 лет назад распались Битлз.

20 августа 1969 г. The Beatles сделали последнюю совместную запись – I want you для альбома Abbey Road. Через 2 дня они собрались в поместье Леннона в графстве Беркшир и провели фотосессию, как оказалось, последнюю. Уже год как разногласия внутри группы всё более нарастали. Но публика пока ни о чем не догадывалась и ждала выхода очередного альбома (Abbey Road вышел 28 сентября). Фил Спектор колдовал в студии, пытаясь сделать ещё один альбом из материала, записанного в январе для фильма Let It Bee.  Но Рубикон уже был перейден.


Работа над Abbey Road шла трудно. С одной стороны, довлели обязательства перед собственным лейблом Apple, а с другой не хотелось снова собираться и выяснять отношения.  Однако Маккартни удалось всех уговорить «в последний раз тряхнуть стариной».  Он и Леннон выложили на общий алтарь по три полноценные песни, Харрисон – две. И даже Ринго Старр вставил свои пять копеек – Octopus’s Garden – второй случай в истории группы. Но мыслями участники группы были уже в будущем.



 С оптимизмом смотрел вперёд Джон Леннон, вдохновляемый своей энергичной музой по имени Йоко Оно. Их совместная политическая борьба за лучший мир была в самом разгаре. К концу  1969 г. было проведено несколько «постельных демонстраций», сделано много заявлений и прочих акций. 13 сентября 1969 г. в Торонто они устроили концерт со своей недавно образованной группой Plastic Ono Band, на котором Леннон представил программную вещь Give Peace a Chance, а под Рождество вышел и концертный альбом.  Джон и Йоко не ограничились призывами к потрясению политических основ, они решили поэкспериментировать и в сфере музыкальных трансформаций. В ноябре был выпущен Wedding Album – набор бессмысленных звуков и шумов, имеющий, как мне кажется, единственной целью запечатлеть Йоко на обложке.  А 20 сентября в узком кругу Леннон заявил о своем уходе.



Другой главный Битл, Пол Маккартни вместе с женой Линдой  уединился на ферме в Шотландии, где иногда поигрывал на гитаре, размышляя над  вопросом, кто же все-таки Номер Один в группе. Он вернулся в Лондон в конце 1969 г. и в домашней студии (тогда это был четырехдорожечный магнитофон и микшерный пульт)  записал альбом, который  назвал просто - McCartney. Джордж и Ринго, а также менеджеры лейбла Apple пытались уговарить Пола повременить с выпуском пластинки, чтобы не испортить кассу Let it Be, выход которого тоже был запланирован на весну. Однако Пол проигнорировал эти просьбы и McCartney вышел 17 апреля 1970 г. Одновременно Пол распространил интервью, в котором предал гласности фактически состоявшийся распад группы. Вряд ли альбом Пола можно считать полноценным. Несколько коротких этюдов , много инструментальных вещей, очень чувствуется домашнее звучание. Тем не менее, альбом имел успех, он продержался в топе 47 недель в США и 32 недели в Англии. Две вещи, на мой взгляд, получились очень даже симпатичными. Every Night – абсолютно в битловском стиле.



А вот Maybe I’m Amazed (её явно записывали в нормальной студии) демонстрирует уже новый звук Пола Маккартни.



Ринго Старр не обладал большим композиторским потенциалом, но зато имел своеобразный «задушевный» голос, что и решил использовать Джордж Мартин. Он предложил записать ретро-альбом с любимыми вещами родителей и родственников Ринго (и своими собственными разумеется). Альбом под названием Sentemental Journey  вышел 27 марта 1970 г. (немного пораньше McCartney). Я несколько раз прослушал эту пластинку и уверяю, что на ней нет ни одного аккорда на электрогитаре. Самая свежая из песен была 1955 года. Поклонники The Beatles были в недоумении, но на удивление альбом показал хорошие коммерческие результаты и добрался до 7 места в Англии и до 22 в США.  Послушаем для интереса одноименную песню с этого альбома (из репертуара Дорис Грэй, 1945 год).



8 мая 1970 г. вышел долгожданный Let it Be. Для записи I me mine Полу, Джорджу и Ринго пришлось ещё раз встретиться в студии. Джон не участвовал. В свете заявлений Пола о распаде группы альбом был встречен с огромным интересом. Даже название оказалось в тему (первоначальное было Get Back).



Джордж Хариссон после выхода Let it Be решил, что ему тоже пора активизироваться и показать публике материал, который он «писал в стол», потому что старшие товарищи не довали им хода. По словам Джорджа таких песен у него скопилось около 40. За дело он взялся основательно. Тех же, кто участвовал в записи трудно перечислить: лучший друг Эрик Клэптон, Клаус Вурман – басист, старый знакомый ещё по Гамбургу, Билли Престон – клавишник, работавший на Let it Be. При подготовке материала был даже привлечен  Боб Дилан.  И конечно Ринго Старр. Сопродюсером выступил все тот же Фил Спектор. Писали в 3 студиях 5 месяцев. 27 ноября 1970 г. альбом All Things must pass появился в продаже. Да не просто альбом, а тройной! Такого ещё не было. Две пластинки были собственно альбомом, а третья содержала джем-сессии музыкантов, участвовавших в записи. Альбом имел большой успех. Битломаны облегченно вздохнули – вот такой должна быть работа настоящего экс-битла. All Things must pass  до сих пор сохраняет наибольший тираж среди постбитловских альбомов. Предлагаю послушать Wah Wah, песню которую Джордж написал в январе 1969 г., когда временно покинул группу.



Примечательная вещь - Isn’t it a Pity, написанная Хариссоном ещё в 1966 г., но отклоненная в то время коллегами. Она представлена на альбоме в двух версиях. Видимо, на тройной альбом материала все-таки было маловато. Как бы здесь пригодились Something и Here comes the Sun, но не такой был человек Джордж, чтобы крысятничать у товарищей.



Ринго Старр на записи этого альбома познакомился с Питером Дрейком, американским слайд-гитаристом, и тот убедил Ринго, что у него великолепный голос для кантри. В перерыве между записями All Things must pass они рванули в Нэшвилл и записали там Beaucoups of Blues, релиз которого состоялся 25 сентября 1970 г. Я вообще-то люблю кантри, но эту пластинку прослушал с трудом. Видимо Пит Дрейк, который выступил продюсером, ошибся с репертуаром. Эту акцию Ринго можно смело назвать провалом.
Но Ринго не унывал и от Харрисона поспешил к Леннону на запись John Lennon\Plastic Ono Band. Джон к этому времени пришел в себя после психологического кризиса, настигшего его в начале года (эффект от публичной деятельности?) и засел в студии Abbey Road. Туда же, кроме Ринго, переместились Фил Спектор, Клаус Вурман, Билли Престон. Альбом был записан за месяц и его релиз состоялся 11 декабря 1970 г. Альбом был хорошо принят и поклонниками, и критиками. В списке 500 лучших альбомов журнала Rolling Stones он до сих пор числится на 23 месте. Лично на меня эта работа не произвела впечатления – очень традиционный ленноновский звук, очевидные самоповторы. Понравилась только Isolation.




Можно сказать, на этом и закончился процесс, называемый распадом группы Битлз. Часто рассуждают на тему, кто виноват в том, что произошло – Маккартни, Йоко Оно или кто другой. По прошествии 50 лет, понятно, что никто. Просто развитие таких творческих личностей было уже невозможно в прежней оболочке. Да и  по отдельности каждый надеялся заработать больше.


Tags: любимые группы
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments