Михаил (doc_chaev) wrote,
Михаил
doc_chaev

Загадка Храма Симеона Столпника за Яузой.

Этот величественный храм,  расположенный на  северном склоне Таганского холма,  виден только непосредственно с Николоямской улицы. А кто увидит, проходя по этой, прямо сказать, малооживлённой улице, поражается его размерами и необычной архитектурой. Всех, конечно, удивляет высокая ротонда с несколькими ярусами больших окон, мало вписывающихся в архитектурный стиль храма. Вот  я и решил разобраться, в чем дело?



Я вошел в ворота и поднялся вверх  ко входу, который расположен за углом от мозаичного изображения Преподобного Симеона Столпника.


Вот и вход в храм.


Зайдя внутрь, я обнаружил богатое внутреннее убранство и никакого намека на объем высокого купола ратонды.


Я вышел и решил обойти церковь кругом. Вот вид с южной  стороны. Стало ясно, что вход в высокую часть закрыт наглухо.


С противоположной стороны - аналогично.


Так я и ушел несолоно хлебавши и погрузился в просторы интернета для изучения вопроса. И вот что выяснил. Церковь Симеона Столпника за Яузой впервые упоминается в 1600 году, когда Борис Годунов повелел поставить здесь храм в честь святого, в день которого он венчался (как было и с храмом Симеона Столпника на Поварской). Вероятно, это был деревянный храм, позднее замененный на каменный − по крайней мере, в 1657 году храм уже значится каменным. В XVII веке слобода вокруг храма получила прозвание Семеновской − по названию прихода. Первоначально это была ямская слобода, но со временем все ямщики перебрались отсюда за Земляной вал, и их место заняли торговцы. Постепенно здесь сложилась купеческая община. Прихожане церкви Симеона Столпника решили на свои средства перестроить и обновить обветшавшее здание. В 1731 году основной объем старого храма разобрали и построили новый.   В 1792 году, на средства С. П. Васильева и И. Р. Баташёва, началось строительство храма, с сильными изменениями, который и дошел до наших дней.  Баташёв являлся владельцем горно-металлургических заводов. Одновременно со строительством церкви он также вёл здесь строительство своей новой городской усадьбы. Я о ней писал ранее. Часть усадьбы примыкает непосредственно к храму. Многие считают высокую ратонду частью баташевской усадьбы.

Кому принадлежит проект храма, точно установить не удается. Есть предположение, что это кто-то из Казаковых − Матвей Федорович или Родион Родионович.  Строительство храма проходило непросто. В 1798 году в практически законченном здании обрушился купол, повредив при этом стены. К 1812 году строительство было закончено и храм был готов к освящению, которому на этот раз помешали французы, захватившие Москву. Во время большого московского пожара храм был разграблен, сгорел новый иконостас. В итоге освящение новой церкви Симеона Столпника состоялось только в 1813 году.  В 1847 году был сделан новый иконостас по проекту архитектора Чичагова, а немного позднее, в 1851 году, в приделах установили меньшие иконостасы по его же проекту. В 1863 году приход Симеоновской церкви приобрёл новый большой колокол весом в 418 пудов (6847 кг). Для его размещения пришлось строить новую трёхъярусную колокольню. Колокольня, отчасти повторяющая своим декором основной объём храма, была построена по проекту Козловского. В 1898 году перестройкой церкви занимался архитектор Н. В. Розов. В итоге к концу XIX века храм выглядел так.
           

Огромное здание храма в стиле классицизм смотрелось на Таганском холме величественно и видно было издалека. Основной объем храма − центрический, с высокой ротондой, поставленной на четверик с портиками. Четверик вполне пропорционален ротонде, но сейчас последняя визуально выглядит выше, чем изначально, за счет трех ярусов окон, прорубленных в ней в советское время. Прежде же в ротонде были высокие окна с полукруглыми завершениями, их обрамляли парные пилястры. В куполе сделаны круглые оконца − люкарны, а венчал основной объем очень тонкий барабан с крошечной главкой.
В конце 1920-х годов возникла угроза закрытия Симеоновской церкви. Её тогдашний настоятель, протоиерей Николай Беневоленский перенёс чудотворный храмовый образ святого Симеона Столпника и особо чтимую икону святителя Димитрия Ростовского с частицей мощей (XVIII век), в соседнюю Покровскую церковь, расположенную на противоположной стороне Николоямской улицы. А после закрытия Симеоновской церкви в 1929 году и сам перешёл туда служить. В советское время здание храма  передали в Московский институт повышения квалификации инженерно-технических работников Мосгорисполкома. До 1990-х храм так и оставался в ведении Мосгорисполкома. Здание полностью перепланировали и сделали семиэтажным, пробив в ротонде 3 ряда окон. Колокольню сломали до первого яруса. Здание храма постепенно ветшало и в итоге к концу прошлого века приобрело плачевный вид.


В 1995 году после реставрации возобновились богослужения, при храме открыли воскресную школу. Действуют иконописная и реставрационная мастерские, издательство. Внутреннее убранство храма за последние годы было восстановлено. Службы ведутся в трапезной части храма, так как в ротонде по-прежнему остаются перекрытия этажей. Поэтому величественная ротонда пока продолжает удивлять прохожих множеством мелких окошек, так не соответствующих замыслу московских архитекторов, возводивших храм.



Будем надеяться, что придет время, когда Храм приобретет свой естественный вид.
Tags: история москвы
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments