Михаил (doc_chaev) wrote,
Михаил
doc_chaev

Category:

Разделенные импрессионисты.

Продолжаю свой рассказ о посещении Галереи искусств  XIX - XX вв. стран Европы и Америки в составе ГМИИ им.Пушкина (начало можно посмотреть здесь).
Поднявшись на 3 этаж, я узнал вот что. В 1918 г. были национализированы  два крупных собрания работ импрессионистов и постимпрессионистов московских коллекционеров  С. И. Щукина и И. А. Морозова. Вместе с особняками.  И были учреждены 1-й Музей новой западной живописи  на основе щукинской коллекции  (Большой Знаменский переулок, № 8)

и  2-й Музей новой западной живописи  на основе  морозовской  коллекции (улица Пречистенка, 21). В 1923 г. щукинский особняк отдали военным, а собрание перевели на Пречистенку. Так появился «Музей нового западного искусства». Сейчас здание принадлежит Российской академии художеств.

В 1948 г. Государственный музей нового западного искусства был ликвидирован как «рассадник низкопоклонства перед упадочной буржуазной культурой», а его экспонаты были поделены между Пушкинским музеем и Эрмитажем. В 1930—1931 годах  Эрмитаж получил 79 картин. Ещё часть экспонатов достались ему  случайно: из ГМНЗИ отправили за границу для продажи более семидесяти картин , но покупателей не нашли.  По ошибке из Германии их отправили в Ленинград. Потом Эрмитаж получил много полотен из обширного собрания Матисса и Пикассо – тогдашние руководители ГМИИ только рады были сплавить подальше от кремлевского начальства формалистические шедевры. Вверху на заставке – картина Матисса «Танец», которая как раз поехала в Ленинград. Об этом разделе напоминает макет бывшего ГМНЗИ, где увезенные картины изображены обесцвеченными, серыми.

Бывший директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Ирина Антонова  долга боролась за возврат этой части собрания, даже задала вопрос В.В.Путина в ходе прямого эфира.  Её аргументы состояли в том, что такое мощное собрание западного искусства будет № 1 в мире.  Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский был против, говоря о том, что в Москву в 20-х годах отправили 200 работ старых мастеров (Рубенс, Тициан , Рембрандт и др.), чтобы комплектовать ГМИИ. В итоге все картины остались на своих местах, а у ГМИИ теперь новый директор - Марина Лошак.. Однако, продолжим экскурсию. Первый зал посвящён так называемой группе «Наби» в составе Пьера Боннара, Аристида  Майоля и Мориса Дени.


Собственно, это их второй зал. Первый был в внизу, в вестибюле. И только теперь я понял почему. Размер боннаровских работ не позволил их полноценно разместить на этаже. А вот «Лето» поместилось.

А это Морис Дени «Полифем».

В следующем зале -  Анри Матисс. «Мастерская художника»

«Статуэтка и ваза на восточном ковре»

«Фрукты и бронза»

Даже после уполовинивания коллекция Матисса - солидная. Правда нет «Красных рыбок», наверное на реставрации. Здесь же ешё один лидер фовизма – Андре Дерен. «Просушка парусов».

«Старый город»

«Старый мост»

И менее известные фовисты – Альбер Марке «Порт в Онфлере»

Луи Вальта «Хижина в лесу».



Морис да Вламинк "Баржи на Сене"

Отведено место и примитивисту Анри Руссо. «Нападение ягуара на лошадь».

«Вид моста Севр».


Отдельный зал – для Пикассо.



Здесь естественно «Девочка на шаре»


"Испанка с Майорки"

«Портрет Амбруаза Воллара»

И в одиночестве Жорж Брак «Замок ля Рош Гюйон».

Дальше экспозиция переходит к более поздним периодам в зал, где главенствует Фернан Леже.

Потом авангардисты – интернационалисты .

Василий Кандинский «Импровизация №20 – две лошади»

Марк Шагал «Художник и его невеста»

А в конце крутой авнгард – я таких имен даже не слышал.

Ну что сказать в заключение? Получил большое удовольствие от встречи со старыми знакомыми.  Хорошо, что под коллекцию выделили отдельное здание. Вместе с тем, видно, что оно маловато, как по площади, так и по высоте этажей. Туда например,  не вмещается самая моя любимая картина из ГМИИ: Луиджи Луар «Дым окружной железной дороги», лежит в запасниках. Вот нашел на их сайте . Я её не видел уже лет 20.


Там же пылятся и великолепные работы Писсаро и Сислея. А какой же без них импрессионизм? Да и для множества других замечательных художников места не нашлось. Прежде чем говорить о передпче картин из  Эрмитажа  задействовали бы лучше  первый этаж под основную экспозицию, а не  для малозначительных выставок вроде  «Шальные годы» Монпарнаса. Живопись и графика Жюля Паскина и Леонара Фужиты из музейных и частных собраний Франции, Швейцарии и России», что откроется 28 сентября. Я понимаю, что международные отношения дело интересное.  Но хватит прятать шедевры.
Tags: история москвы, художники
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments