
Он расположен на территории Бывшей Главной канализационной насосной станции, что в Плетешковском переулке, рядом с Новоспасским мостом. Музей создан под эгидой АО «Мосводоканал», вход туда свободный и бесплатный.

Под музей отведено здание конца 19 века, судя по всему конторское. Выглядит аккуратно.

В зале 1 на первом этаже рассказывается о первых московских водопроводах.

У первых поселенцев на берегу Москвы-реки чистой питьевой воды было вдоволь. Москвичи перегораживали малые реки запрудами и выкапывали пруды — к началу XVIII века они вырыли их не менее 800! Однако колодезная «студеная» вода ценилась выше — она считалась и чище, и вкуснее. Известно, что колодцев в городе было превеликое множество — около 5 тысяч. С того времени остались деревянные водопроводные трубы, мерные ведра.


Первый самотечный родниковый водопровод существовал в московском Кремле с 1491 года, когда в процессе его строительства под Собакиной башней (ныне Угловая Арсенальная башня) был обнаружен мощный источник. По проекту Петра Фрязина были устроены на «основаниях каменных водныя течи, яки реки, текущие через весь Кремль-град осадного ради сидения». Вода поступала из родника и самотёком шла по кирпичной трубе к Троицкой и Никольской башням. В 1633 году Христофор Галовей построил в Кремле водопровод с водонапорной башней. Вода для этого водопровода поступала из колодца в нижнем этаже Свибловой башни и подавалась при помощи подъёмной машины, приводимой в движение лошадьми — т. н. взвода (башню с тех пор называют Водовзводной). Вода поступала в большой бак, а оттуда растекалась по свинцовым трубам . Этот водопровод подавал около 4 тысяч вёдер воды в сутки (50 кубических метров). В музее представлен макет башни.


Москва росла, и москвичей все прибывало. Вода в прудах становилась все грязнее и грязнее, да и колодезная заметно ухудшилась. В городе по-прежнему не было канализации: нечистоты вывозили золотари, но многие жители тайно сливали отходы в «поганые» пруды и речки. В то время на всю Москву осталось лишь три колодца с годной для питья водой — Андроньевский, Трехгорный и Преображенский. За драгоценную влагу приходилось выкладывать немалые деньги водовозам и водоносам. Во второй половине XVIII века санитарные условия в городе с многотысячным населением стали уже просто опасными. Москву поражали частые вспышки дизентерии, холеры и других инфекционных заболеваний. Во втором зале история создания московского водопровода.


«На каждых ста саженях» (213 м) водопроводной галереи, протянувшейся от Мытищ до Трубной площади, стояли колодцы с Мытищинской водой. Напрямую вода поступала только в несколько московских зданий . Это, естественно, Кремлевский дворец, а также городские бани, тюрьмы, торговые ряды, больницы и театры. Современники видели в этом явлении торжество прогресса: «Водопроводы всегда доказывали присутствие образованности» — эти слова принадлежат А.С. Пушкину. В то же время появилась и водопроводная арматура, образцы которой представлены в музее.



Некоторые носили воду на себе и назывались водоносами. В конце XIX века в Первопрестольной трудилось около 6-6,5 тыс. конных водовозов и почти 3 тыс. водоносов с санками и тележками.


В 1853—1858 годах выдающийся инженер Андрей Дельвиг реконструировал водопровод еще раз, заменив верхнюю кирпичную галерею на чугунные трубы. Это позволило увеличить водоснабжение города в 10 раз: жители Москвы стали получать 500 тысяч ведер воды ежедневно. При Дельвиге на городских насосных станциях появились более совершенные паровые машины, а по всей Москве сооружены новые водоразборные фонтаны, бассейны и колонки, а также 15 пожарных колодцев. Следующую реконструкцию водопровода провел городской глава Н. А. Алексеев. Всего за 2 года, с 1890 по 1892-й, энергичному градоначальнику удалось значительно обновить Мытищинский водопровод — и он разросся до 116 километров и подавал уже 1,5 миллиона ведер в сутки. Проектированием и строительством руководил инженер Н. П. Зимин. В 1892 году в Мытищах были пробурены еще 50 скважин глубиной до 30 м, соединенные общей всасывающей трубой и насосной станцией.

Тогда же у Крестовской заставы (нынешняя площадь перед Рижским вокзалом) в помощь водокачке были построены две водонапорные башни. Крестовские башни, как и многие другие сооружения обновленного Мытищинского водопровода, были построены в едином стиле по проекту архитектора М.К. Геппенера. Мытищинская вода подавалась в резервуары Крестовских башен, а уже из них распределялась по всему городу.

Но городу все время не хватало воды. Были построены вспомогательные системы. Как например Рублевская. К 30-м годам стало ясно, что «без большой воды» проблемы не решить. Этому вопросу посвещен зал на 2 этаже.


В музее много материалов посвящено вопросов очистки воды и водоснабжения на современном этапе, демонстрируются автоматизированные системы управления, представлены макеты гидротехнических сооружений.


Теперь надо ждать появления музея канализования. Тоже интересная тема.
Journal information