?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Божедомка.

Само слово Божедомка раньше означало  место для погребения умерших внезапной («невольной») смертью (без покаяния и причастия) - «невольных», или «заложных», покойников (удавленников, утопленников, замерзших, самоубийц, странников и др.). Церковь с древности настаивали на захоронении умерших без церковного напутствия в особых местах, вдали от храмов и православных кладбищ, и даже в некоторых  случаях запрещали их отпевать. Где теперь улица Дурова в  Москве появился первый убогий дом Москвы. В 1763 году указом Синода было велено хоронить поступивших туда умерших сразу же, а не дожидаясь традиционных для их погребения дней. Это заведение и оставило в московской топонимике имя Божедомка. Появились улицы Старая Божедомка (ныне ул. Дурова) , а в XIX веке – и Новая Божедомка (ныне ул. Достоевского) . Тогда это была самая городская окраина. Понятно, что местность была невеселая, что хорошо отразил художник Владимир Герасимов. Картина называется «Москва. Божедомка (Городские сны)».

Достопримечательностей здесь не много и почти все связаны с богоугодными заведениями и именами императрицы Марии Федоровны и архитекторов Жилярди. На карте они обозначены цифрами.

1.Московский Екатерининский институт благородных девиц был основан в 1802 году по инициативе императрицы Марии Фёдоровны, которая после убийства мужа – императора Павла I в 1801 году, полностью отдалась благотворительности. Официальное наименование у заведения  было Московское училище ордена св. Екатерины (отсюда и Екатериниское).   Здание, в котором разместили Екатерининский институт, первоначально принадлежало графу Салтыкову, который построил себе «загородный двор» с палатами и регулярным парком. В 1777 году имущество это взяли в казну, и открыли здесь Инвалидный дом для офицеров и солдат. К открытию училища дом перестроил архитектор Доменико Жилярди. Во время пожара 1812 года здание было повреждено, и в 1826—1827 годах Д. Жилярди и А. Г. Григорьев реконструировали его в формах позднего классицизма. Перед зданием в 1818 году разбили площадь, получившую по институту название Екатерининской (ныне Суворовская); за ним устроили Екатерининский парк с прудом.




 С 1928 года  в здании разместился Центральный дом Красной Армии (ныне Центральный дом Российской Армии).

2.До XV века на территории Екатерининского парка располагалась цепочка прудов в русле реки Напрудная (другие названия Самотёка, Синичка), которая впадала в Неглинную ниже по течению в районе современной Самотёчной площади. После того, как здесь обосновался граф Салтыков, а после него Екатериниский институт, разбитый здесь парк поддерживали в образцовом порядке. Но в XX веке территория парка сильно сократилась:  в 20-х — 30-х годах река Напрудная была заключена в трубу на всём протяжении, за исключением большого пруда; церковь Иоанна Воина снесена; Екатерининская площадь (ныне Суворовская площадь) расширена за счёт части парка;  в 1965 году в северо-западной части парка со стороны улицы Советской Армии построено новое здание Музея Советской армии, на части территории парка расположилась выставка вооружений под открытым небом; в 1979 году от парка была отрезана восточная часть, по которой был проложен Олимпийский проспект. Сейчас площадь Екатерининского парка составляет 16 га. В центральной части парка находится пруд площадью 1,9 га, вытянутый с северо-запада на юго-восток с небольшим островом . В 2005 году были завершены работы по благоустройству парка.


А вот фотография из старых времен.
3.В 1804 году при Московском Екатерининском училище благородных девиц было создано отделение для девиц недворянских сословий — дочерей обер-офицеров, мещан и прочих. С декабря 1807 года оно стало именоваться Александровским. Учреждение мещанского училища преследовало две основные цели: расширить круг лиц, имеющих образование вообще, и лиц, воспитанных в заведениях императрицы Марии Федоровны. Первоначально училище располагалось в бывшем доме А. И. Глебова  возле Кудринской площади; с 1812 года — в здании на улице Новая Божедомская, построенное И. Д. Жилярди (отцом Доменико) в 1809—1811 годах для «Вдовьего дома».  С 1842 года отделение выделили в самостоятельное мещанское училище, которое с 1891 года было преобразовано в Александровский женский институт. Сейчас здесь НИИ пульманологии.






4.Рядом с Александровским женским институтом была построена по инициативе той же Марии Фёдоровны  одна из первых бесплатных клиник в Москве - Мариинская. По уставу больницы на лечение в неё мог быть принят неимущий любого пола, нации, звания и состояния. Здесь же (впервые в России) были введены должности консультантов «из посторонних для больницы знаменитых специалистов».Больничный комплекс включает главный корпус с центральным восьмиколонным портиком  и два боковых флигеля.  Архитекторами были  И. Д. Жилярди и А. А. Михайлов, чертежи выполнены Д. Кваренги (автора такой же лечебницы в Санкт-Петербурге). Архитектурный стиль здания относится к зрелому классицизму. Больница открыта в 1806 году, северный и южный флигели закончены постройкой в 1813 году.



В 1821—1837 годах в больнице работал ( и здесь же жил на казенных квартирах) штаб-лекарь Михаил Андреевич Достоевский — отец великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Здесь же в 1821 году родился и до 1837 года жил и сам Ф. М. Достоевский. Сейчас здесь музей.

5.Ещё одно интересное место на бывшей улице Божедомка – Театр зверей,  основанный в  1912 года Владимиром Леонидовичем Дуровым, основателем знаменитой династии, потомки которого и сейчас работают в театре. Сам Владимир Дуров был известным цирковым артистом, клоуном, дрессировщиком, писателем. Здание, в котором размещается  театр  построил в 1894 году архитектор Август Вебер. В 1911—1912 годах здание было перестроено архитектором Н. Д. Поликарповым. Статуи животных в фойе сделал сам основатель театра. В 1980 году рядом со старым было построено новое здание театра Дурова (архитекторы Г. Е. Саевич, Л. И. Горбунова, Т. Т. Лазаренко).



6.Невозможно не заметить здание Театра Советской армии,  одного из крупнейших театров мира, построенное в 1934-1940 гг . Тогда перед проектировщиками была поставлена  задача: «создать здание-монумент, выражающий мощь Красной Армии».  Авторы проекта К. Алабян и В. Симбирцев пришли к идее плана в виде правильного десятиугольника, который естественно давал переход к фигуре пятиконечной звезды


И в это «прокрустово ложе» готовой символической формы  была втиснута каноническая композиционная схема театра. Зрительный зал получил очертания трапеции с закругленной задней стеной, все места веером расположились в партере и амфитеатре. Сцена имеет просторные боковые карманы, арьерсцену и снабжена подвижным кругом. Сцена была оборудована наиболее совершенными механизмами. Над главным залом расположены по вертикали один над другим еще два зала: репетиционный на 500 мест и декорационные мастерские. Вместе с объемом колосников основной сцены эти залы скомпонованы в единый пластический объем, увенчанный башенкой-постаментом для фигуры советского воина со знаменем (проект такой скульптуры изготовил тогда же скульптор И. Шадр).


Решение столь необычной задачи повлекло за собой и большие потери: преувеличение числа и размеров лестниц, завышенные площади холлов и фойе, наличие ряда не предусмотренных программой помещений, значительное ухудшение акустики, конструктивные усложнения и т. д. —  все это почти в 2 раза увеличило кубатуру здания.



Comments

( 2 comments — Leave a comment )
tatiana_gayduk
Mar. 3rd, 2016 07:30 am (UTC)
В прошлом году мы часто гуляли в этом районе, мне нравится и Екатерининский парк, и мрачная Достоевская, и название Божедомка :)
galik_123
Mar. 5th, 2016 10:04 am (UTC)
Картина Герасимова точно в тему! Места эти - с историей, спасибо, что напомнили!
( 2 comments — Leave a comment )