?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В государственном музее  искусств народов Востока, что на Никитском бульваре, проходит выставка, посвященная кварталу увеселений Ёсивара в столице Японии. Побывав там в международный женский день спешу поделиться впечатлениями. Основателем квартала считается Сёдзи Дзинъэмон, бывший самурай, который после переноса военной ставки в Эдо занялся предпринимательством. Фактический перенос столицы повлиял на резкое увеличение мужского населения города, - самураи приезжали сюда без жен, купцы также оставляли «свои самовары» в родных местах, представители самых различных ремёсел хлынули в город в поисках лучшего заработка, оставляя свои семьи в деревнях. Неожиданный приток мужчин сопровождался ухудшением криминогенной ситуации в городе,- участились случаи изнасилования благородных дам и замужних женщин. Именно эта обстановка и подсказала смекалистому Сёдзи идею добиться разрешения на постройку официального квартала развлечений у основателя третьего сёгуната Токугава Иэясу .

В 1617 году "предводитель" кооператива публичных домов получает разрешение и совместными усилиями они строят первый район Ёсивара, в нынешнем квартале Нингётё, расположенным фактически в центре нынешнего Токио. Квартал жил согласно букве закона, - развлекаться здесь можно было только в дневное время, проститутки не имели право покидать территорию квартала без разрешения и заниматься своим бизнесом на стороне, все подозрительные клиенты должны были быть отловлены, допрошены и выданы властям. В это время Ёсивара посещали в основном самураи, купцы и горожане не особо часто заходили в этот квартал. Изображений с той ранней поры осталось мало. Разве вот только ширма с изображением квартала Ёсивараработы  Хисикава Моронобу (1618-1694 гг.)  Хранится в Бостоне, в  Музее изящных искусств. На выставке в Москве её нет.


 Надо сказать, что экспозиция держится в основном на работах художников XVIII века Утогава Хиросигэ, Торими Киёмицу, Утогава Кунисада, Утагава Ёсицуге и других, посвященных жизни обитателей весёлого квартала. Последующий текст я буду сопровождать фотографиями, сделанные с их работ и  со старых фотографий. Надо сказакть, что Эдо рос невероятными темпами, и район Нингётё, бывший когда-то заболоченной окраиной Эдо, быстро превратился в людное и благоустроенное место, всередине которого существовала становившейся нелицеприятной "точка разврата". Опасаясь последствий, сёгунат решает перенести район развлечений на окраину города. Владельцам публичных домов был предоставлен выбор - либо район за рекой Сумида, либо задворки храма Сэнсодзи в Асакуса. Через реку Сумида в то время был перекинут лишь один мост (мост «сэндзю-баси»), а лодочные переправы работали лишь в дневное время и к тому же часто прекращали свою работу из-за сильного ветра или повышения уровня воды в реке. Поэтому этот вариант был сразу отброшен, и в 1657 году район начал переселение в место, в котором оно и просуществовало вплоть до своего исчезновения, - на обширную территорию, граничащую с известным районом Асакуса. Власти разрешили не только значительно увеличить территорию района, но и заниматься бизнесом и в ночное время, благодаря чему Новая Ёсивара превратилась в излюбленное горожанами место любования ночной сакурой.



С переездом произошли и серьёзные перемены в клиентуре. Раньше Ёсивара посещали самураи, требовавшие от куртизанок, которых называли «оиран» не только любовных утех, но и уточненного образования. Они любовались наиболее талантливой, грациозной и образованной женщиной. Это очень напоминало изначальную форму любования сакурой, - уединиться у растущего в одиночестве дерева сакуры, и потихоньку потягивая сакэ предаться мыслям о красоте и её кратковременности. Однако, по мере укрепления третьего сёгуната жалование самураев  не росло, а наоборот – уменьшалось. Со временем у воинов не осталось средств для поддержки роскошного уровня жизни своих избранных оиран, которых величали ТАЮ (оиран высшей категории). Место самураев быстро заняли купцы и зажиточные горожане. Им не нужны были ужасно дорогие и образованные оиран, с которыми никак не клеился разговор, ведь купцы говорили  лишь о бизнесе и деньгах, а ТАЮ - о высоких материях. Именно поэтому категория ТАЮ очень быстро вымерла. На их место пришли любительницы шума, веселья, безрассудных трат – куртизанки ТЮСАН, в переводе означающих как «три днём», -за их услуги и днем и ночью требовалась одинаковая сумма в 3 рё.

Купцы и горожане обожали чтобы хорошего было МНОГО, - смотреть на ОДНУ, пусть даже великолепную и очаровательную сакуру, им было скучно. Надо чтобы это были целые аллеи сакуры, именно тогда будет по настоящему весело и интересно. Этот же подход применялся и к куртизанкам, - лучше много и весело, чем красиво но «в гордом одиночестве». Таким образом из Ёсивара исчезли большие и средние публичные дома, а на их смену пришли небольшие и не слишком грациозные заведения, куда теперь пускали даже так называемых "коротко-рукавников", - плотников, строителей и представителей других рабочих профессий (рукава кимоно рабочих шились короткими, чтобы не мешаться).


При этом прибыть в квартал своим ходом считалось позором. Зажиточные купцы и горожане обычно вызывали повозку «каго» прямо на дом. Почти моментально к вам «прибегала» новенькая сияющая повозка, на которой бодрые молодые люди с ветерком доставляли вас в Ёсивара. Для купцов поездки в Ёсивара являлись  своеобразными корпоративами, на которые ходили в компании других купцов, дабы решить вопросы бизнеса. В этом случае жена не вредничала и провожала муженька с улыбкой. Если же цель поездки было просто развлечение с любимой оиран, муж обычно невнятно и тихо бормотал что-то вроде "нужно немного отлучиться по делам», после чего брал повозку-такси «цудзи-каго» в районе Асакуса, где "такси" ожидали клиентов в порядке живой очередию   Выглядели подобные повозки не столь шикарно по сравнению с теми, что вызывали на дом.  Завсегдатаи Ёсивара обычно доезжали на «такси» сначала до "промежуточной остановки", - чайного или причального домика, где они хранили парадную одежду для походов в Ёсивара. Там их также ожидали записки от любимой оиран, в которых указывалось время, к которому она будет свободна. Переодевшись и хлопнув пару стаканов сакэ, мужчина ехал дальше.

Те кто выбирал речной путь ехали в крытых лодках, - дорогой групповой корпоративный транспорт. Те же кто ехал по 1-2 человека - выбирали открытые лодки под названием "тёки".  У квартала были только одни ворота и к ним надо было подниматься на "Эмон-дзака", - холм на котором посетители оправляли свое кимоно, придавая себемаксимально напыщенный вид. Холм был искусственно создан именно с достаточно сильным заворотом для того, чтобы девушки из Ёсивара не видели повседневную городскую жизнь, тем самым поскорее забыв о своей родине и свободе. Вдоль холма располагались чайные домики, которые занимались торговлей соломенными шляпами, - в это время еще было популярно посещать квартал Ёсивара днем, поэтому жители города, которые приходили просто "поглазеть", а также самураи, которые не хотели привлекать к своей персоне большого внимания, с большим удовольствием пользовались подобными головными уборами.
У центральных ворот «Омон»   располагалась высокая деревянная табличка, на которой писались официальные указы и правила посещения района. В Ёсивара нельзя было проносить длинные копья и косы, никто кроме врачей (и те только в экстренных случаях) не мог въехать в район на повозке. Правда врачей звали лишь когда пострадал клиент, а для девушек это было непозволительной роскошью, - только самые «раскрученные» оиран могли претендовать на скорую медицинскую помощь. Остальные пользовались услугами фармацевта и иглоукалывателя, которые проживали на террории района. Причем делать это они могли толко за свои собственные деньги. Бедных и "использованых" девушек обычно просто сгоняли в подвал и старались ускорить ихсмерть, не давая нормально есть или пить. В эпоху Эдо это было обычной практикой. Квартал был окружен специально вырытыми глубокими рвами. Ров называли "охагуро-добу" – «чернозубый». Он получил такое название потому что чернить зубы имели право только замужние женщины, а у куртизанок оиран этой привилегии не было. Сам по себе район Ёсивара представлял из себя правильный квадрат с гигантской территорией в 68 тыс.кв.м. По центру проходила основная улица – «Нака-но-тё», которая заканчивалась центральным колодцем, - от него во все дома был протянут водопровод .Сразу за центральными воротами «Омон» на левой стороне улицы располалось государственное учереждение "мэнбансё", на правой стороне - пропускная служба "кайсё". Первое представляло из себя своеобразный полицейский участок, в котором постоянно находился начальник и пара «детективов», в обязанности которых входило следить за порядком, открывать и закрывать ворота, ловить и казнить преступников.


Обычным жительницам района Ёсивара приходилось очень туго - работницам овощных лавок и других жизенно важных заведений нужно было в обязательном порядке каждый раз получать "женское разрешение" (онна-гитте), для того чтобы выйти за пределы квартала. По возвращению разрешение сдавали обратно.С западной стороны сразу после ворот располагались семь самых знаменитых чайных домов. Их клиенты считались наиболее стильными и богатыми. Далее шли так называемые пять микрорайонов Ёсивара, - 1й и 2й квартал Эдотё, квартал Сумитё, 1й и 2й квартал Кёмати. Сюда от центральной улицы Нака-но-тё тянулись просторные дороги шириной в 5 метров. На территории Ёсивара располагалось даже 4 синтоистких храма «инари».В эпоху Мейдзи они были объединены в один храм под названием Ёсивара Дзиндзя (храмЁсивара), который был вынесен за пределы района. Сейчас храм находится на западной стороне центральной улицы, а на месте прежних храмов остались лишь небольшие каменные статуэтки. На территории района находились овощные и рыбные лавки, магазины сладостей, рестораны, банный комплекс, санитарные пункты, школы каллиграфии и музыки. Здесь жили плотники, портные, и даже артисты. Это был огромный закрытый город, в котором насчитывалось 189 публичных домов и 121 чайный домик. В районе проживало 3448 проституток, 171 гейша, и порядка 10 тысяч человек обслуживающего персонала.


И все они жили за счет мужчин, которые тратили здесь невероятные денежные суммы. Основная причина расцвета и популярности этого района заключается в том, что несмотря на дикую дороговизну и все различные правила и обычаи, направленные на то чтобы выкачать из посетителей как можно больше денег, Ёсивара была единственным официально признанным районом развлечений, - здесь работали молодые и очень симпатичные девушки не старше 27 лет, которые оказывали безупречный сервис. Тем кто выкладывал за развлечения по 15 рё, ощущали себя властителями этого мира. Первый перекресток района именовался "местом встречи", - сюда в чайные домики  приходили оиран в ожидании своих постоянных клиентов. Это было самое людное место района.


Публичные дома Ёсивара делились согласно престижу и цене - на большие, средние, малые, и частников. Самыми дешевыми были частники, они снимали крохотную комнату в длинном бараке «нагая». Если дверь была открыта - значит девушка была свободна, если закрыта -значит с клиентом. Стоили из услуги 100 Мон - порядка 2,000 йен на современные деньги. Здесь для проституток возрастных ограничений не было, и здесь можно было подцепить самые страшные болезни. Система оплаты было очень проста. Одна свечка горела 12-13 минут, и стоила 100 мон. За одну свечку совершить все дела было достаточно затруднительно, поэтому обычно процесс растягивался на 2-3 свечки. Больших домов было всего 6-7, средних - 23-25. Так что 90% района состояло из маленьких публичных домов, отличить их можно было при помощи деревянных решеток. В больших домах деревянные решетки закрывали полностью от пола до потолка не только фронтальную часть, но и боковую (вход в дом), в домах средней руки боковые решетки были сделаны лишь наполовину высоты. В небольших - решетки чуть-чуть поднимались от пола, они были практически символичными. В показных комнатах за решетками девушки сидели только в средних и маленьких домах.

В солидных заведениях этого не было. Обычно клиент приходил в чайный домик, посылал гонца в публичный дом, и во время ожидания выпивал и закусывал. Оиран шла к нему в сопровождении младшей оиран (синдзо), а также юной ученицы(камуро). В чайном домике все и происходило, так что процессия оиран выглядела действительно впечатляюще, - за ней несли даже матрас «футон» и все постельные принадлежности, на которых куртизанка и оказывала свои услуги. В дальнейшем именно на эти процессии стало уходить огромное количество денег, так как оиран высших категорий «Таю» и «Коси» стали соревноваться кто создаст наиболее эффектную и яркую процессию. Камуро (юные ученицы) - девочки, попавшие в Ёсивара в возрасте до 10 лет. Сначала они работали по дому, затем им давали начальное образование, воспитывали, учили как вести себя с клиентами. Далее их приставляли к оиран, и те учили девочек всем премудростям профессии. В дальнейшем они становились «синдзо» - младшей оиран, а потом - или же старшей оиран, или же подолжали обслуживать оиран в качестве помощниц (после 27 лет).
                                                     

 Обычные купцы и горожане шли в маленькие публичные дома. Через фронтальную решетку они выбирали понравившуюся девушку, и затем заходили в дом, где к вам сразу же подлетал зазывала, которых называли «гию». Зазывалы были обязаны сидеть на особых высоких стойках у входа в дом, и выглядывать хороших клиентов. Как только таковой появлялся, зазывала с выкриком "Сорэ!" срывал шляпу с клиента и тащил ее в дом. Клиенту не оставалось ничего другого, кроме как зайти туда, куда невольно зашла его шляпа. С «гию» вы договаривались и о цене, и о всех дополнительных услугах (сакэ, еда). После этого вас сопровождали на 2-й этаж, где в присутствии посредницы проводилась «церемония» свадьбы на время. Вам и оиран ставили чашечки под сакэ, которыми вы должны были несколько раз церемониально чекнуться, вступив таким образом во временные брачные узы. Чашки из под сакэ были пустыми, так как наполненными чёкались только во время настоящей брачной церемонии. Далее вы кушали и пили, после чего помощники приносили матрас «футон» и спальные принадлежности. Обычно на одного клиента отводилась одна комната, но когда клиентов было много, иногда комнату разделяли еще на несколько «комнат», причём самыми обычными ширмами.

Услуги в Ёсивара делились на дневные и ночные. Дневные - с 6 утра до 6 вечера, ночные - с 6 вечера до 6 утра. То есть если «ночной клиент» был не при деньгах, ему нужно было до 6 утра быстро собраться и ретироваться, иначе с него начинали требовать «двойной» тариф.  Обычно оиран  просыпались в районе 8-9 утра, после чего умывались и приводили се6бя в порядок. В 10 утра приходил парикмахер, которые делал наиболее модные и грандиозные причёски. К обеду просыпался вчерашний клиент, которого оиран провожала до центральных ворот . Некоторые клиенты при деньгах задерживались ещё на один день, в этом случае им нужнобыло приготовить ванну (что было очень дорого), или собрать в  мешочек банные аксессуары и отправить в общественную баню «сэнто». Вход и раздевалка в бане были раздельными, а сами ванны обычно общими. «Помывшись и постригшись, посетитель бани, согнувшись в три погибели, полз в огромный чан с горячей водой, в котором было темно, и в котором вместе грелись и мужчины и женщины. Заново влезающий обычно громко объявлял "хиэмоно дэ годзаимас", что в переводе обозначает «извините, я холодненький».

После бани клиент и куртизанка завтракали, обычно где-то в 11 утра. Если угощал клиент - завтрак подавался роскошный, если нет – был очень и очень скромным. Потом оиран прибирала комнату, делала новый букет цветов, после чего садилась за столик. Выкуривав длинную трубку она доставала "книгу клиентов", - начиналась работа по написанию писем с просьбами посетить, с намеками что кимоно уже на части разрывается и пора новое покупать и т.д .Причем настоящим мастерством считалось привлечь клиента как бы невзначай, чтобы он «по своей воле» пришёл и потратил на возлюбленную очередную кругленькую сумму. Все эти письма писались на особой бумаге "тэн-бэни", краешки которой были окрашены в красный цвет, - изначально оиран таким образом скрепляли края письма накрашенными губами, что считалось очень эротично. Подобные «письма с поцелуями» отправлялись лишь самым дорогим и богатым клиентам. Однако со временем было принято решение отправлять подобные письма абсолютно всем клиентам, и чтобы куртизанка не шлёпала губами по сотням писем, придумал бумагу, на краях которой уже изначально был нанесён «губной» орнамент .Затем оиран выходила на «дневную» работу - садилась в зал за решеткой, но как правило особого рвения не проявляла, так как днем клиентура была бедная и не интересная. Обычно сидели они в обед по сменам, отсидевшие уходили наверх играть в карты, читать книги, болтать или отсыпаться. После 16:00 персонал публичных домов начинал активную подготовку к вечеру .Шла повсеместная уборка, а оиран принимали ванну, подправляли прическу, набеливались и накрашивались. В 6 вечера начиналось главное действо района - выход оиран в залы за решетками. Нанимаемые домами гейши одновременно начинали играть на традиционной японской «балалайке» сямисэн особую мелодию "сугагаки", - музыка длилась до тех пор, пока все оиран не займут свое место в зале. До выхода у оиран также проводилась особая церемония. Хозяин собирал вместе весь обслуживающий персонал, после чего дважды хлопал в ладоши перед домашним синтоистким алтарем, и что есть мочи звенел в колокольчик, объявляя тем самым начало работы данного заведения. Услышав этот звук, оиран начинали спускаться со второго этажа, под аккомпанимент сямисэнов.
Надо сказать, что в Ёсивара ненавидели «деревенщину», особенно самураев из южных провинций Японии, так как они не понимали всей прелести развлечения, и тупо требовали «просто девок», терпеть не могли, когда их заставляли ждать. Чтобы продемонстрировать своё богатство – открывали перед оиран кошелек и показывали как много у них денег, что было верхом оскорбления. Чем популярнее оиран, тем больше у нее клиентов, поэтому иногда клиенту приходилось ждать по несколько часов пока она обслуживала более ранних посетителей. Сейчас это бы вызвало у мужчин глубокое возмущение, а тогда клиенты ложились на матрас и с чувством гордости ждали своей очереди, ведь они имели «супер-популярную девицу»! Высшим пилотажем считалось не показывать своё нетерпеливое ожидание, - многие клиенты притворялись что спят, причем некоторые делали это так искусно, что пришедшая оиран действительно думала что клиент заснул и уходила к другому клиенту.

Если не популярна девушка заболевала, или не дай бог беременной становилась, - шансов поправить дела у неё оставалось немного. Всё лечение куртизанки должны были оплачивать за свой счёт, и если денег на врача не было, беременность прерывали очень диким способом. Четыре девушки держали беременную за руки и ноги, а «опытная» служанка бамбуковой палкой протыкала зародыш. Если обходилось лишь ранами влагалища – значит повезло. Если же протыкалась матка, девушку ждала длительная и очень мучительная смерть. Умерших обычно в бочках вытаскивали по ночам из публичных домов, и положив во внутрь бочки 300 мон, тихо выбрасывали в храм Дзёкандзи. Монахи уже знали что им делать, - они за эти 300 мон отпевали усопшую и клали её в огромную яму, сверху слегка присыпая землёй. Сверху сваливался следующий труп, и так до безконечности. Согласно храмовым учетным книгам, средний возраст девушек не достигал даже 23 лет. В братской могиле (надгробие находится в центральной части кладбища) покоится более 20 тысяч !!! молодых оиран.

В 1958 году проституция была официально запрещена, но конечно же не исчезла. Публичные дома, словно хамелеоны, просто менял «цвет и название», - «АКАСЭН» (красные линии),«ТОРУКО-БУРО» (турецкие бани), и наконец «СОПУ-РАНДО» (от английского soap land, -«мыльные земли»).Официально люди приходят сюда помыться, а что они делают до, после, или же во время мытья – власти волновать не должно. В заключение ещё несколько снимков с выставки.












Comments

( 6 comments — Leave a comment )
tatiana_gayduk
Mar. 9th, 2016 09:44 am (UTC)
Миша, спасибо огромное за пост! С большим интересом почитала, тем более меня интересует все связанное с Японией. Все-таки нравы раньше были дикие, напомнило мне книгу "Мемуары гейши". Да, кармически быть женщиной - изначально переживать наказание. Испокон веков роль и значимость ее была незавидна. Уж как я не в восторге от феминисток, но в этих случаях хочется сказать им "Спасибо"!
doc_chaev
Mar. 9th, 2016 03:08 pm (UTC)
Да был там парадный фасад, а был и трагический финал.
marinagra
Mar. 9th, 2016 09:08 pm (UTC)
Крутеньккая выставка какая! И интересный рассказ, спасибо, Михаил!
doc_chaev
Mar. 10th, 2016 05:53 am (UTC)
Пожалуйста, Марина.
galik_123
Mar. 15th, 2016 05:57 pm (UTC)
Очень любопытная выставка! Лучше у Вас прочитать, чем самой идти, спасибо за рассказ!
doc_chaev
Mar. 16th, 2016 06:45 am (UTC)
Да, на выставке из экспонатов в основном картины и фотографии.
( 6 comments — Leave a comment )